Наглая трубопроводная статистика

На минувшей неделе президент "Транснефти" Семен Вайншток выступил в роли суперэффективного менеджера. Он убедил президента Путина в том, что Россия больше не испытывает недостатка в трубопроводной инфраструктуре для экспорта нефти. То есть нефтяники могут спокойно наращивать добычу, не боясь повторения ситуации начала этого года, когда им из-за технических проблем сокращали экспорт. По словам Вайнштока, пропускная способность системы "Транснефти" увеличилась в этом году на 25 млн т. Из них 6 млн т дала запущенная в июле вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, а еще 19 млн т — смешение тяжелой и легкой нефти на участке "Холмогоры — Клин".

Действительно, вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) заработала на полную мощность. Что касается участка "Холмогоры — Клин", то на нем увеличилась прокачка всего на 1 млн т. Увеличиваться дальше, скорее всего, не будет, так как это невыгодно компаниям, которые поставляют по нему легкую малосернистую нефть ("Сибнефть", ТНК, "ЛУКОЙЛ", "Роснефть"). Кроме того, серьезное ухудшение качества нефти на этом направлении приведет к необходимости модернизации трех НПЗ — Волгоградского, Туапсинского и Краснодарского. А это невыгодно "ЛУКОЙЛу" и "Роснефти".

"Транснефть" обещает увеличить пропускную способность БТС еще на 12 млн т к концу года и на такую же величину весной 2004 г. Но такой темп увеличения транспортных мощностей явно недостаточен: по словам вице-премьера Виктора Христенко, за шесть месяцев этого года добыча нефти увеличилась на 20 млн т, а экспорт — на 16 млн т. По итогам года можно ожидать рост экспортных потребностей не менее чем на 32 млн т. А прокачку такого объема "Транснефть" сможет обеспечить лишь весной будущего года (когда пропускная способность БТС увеличится до 42 млн т), да и то не полностью.

Пока же через систему "Транснефти" увеличиваются поставки на российские НПЗ, откуда компании благополучно экспортирует нефть по железной дороге. По словам председателя совета директоров "ЮКОСа" Семена Кукеса, в прошлом году в России экспорт нефти с НПЗ по железной дороге составил 15,7 млн т, а в этом году превысит 20 млн т. В целом альтернативными "Транснефти" путями на экспорт уходит около 10 млн т нефти в квартал.

Пока железные дороги выручают нефтяников. Но если цена нефти упадет ниже $20 за баррель, то поставки по железной дороге с большинства российских НПЗ станут нерентабельными и нефтяники весь свой экспортный потенциал опять обрушат на "Транснефть". Интересно, что тогда будет докладывать президенту Семен Вайншток.

"Русский фокус"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/357/10758_pipeline.html