Предложение Чили по Ираку: мертворожденное дитя

США отказались от дальнейшего обсуждения иракской проблемы в Совете Безопасности ООН, и теперь, на фоне уже реализуемого политического сценария, латиноамериканским странам предстоит сделать свой выбор

Пытаясь сохранить баланс между двумя основными торговыми партнерами, ЕС и США, правительство Рикардо Лагоса предприняло последнюю попытку сдвинуть решения ООН с мертвой точки. США, однако, сразу же отвергли предложение чилийцев, показав тем самым, что руководствуются лишь собственными военными планами.

Предложение Чили, в основе которого лежало применение силы в отношении Ирака в случае его отказа пойти на компромисс, на первый взгляд, вполне соответствовало линии администрации Буша. Однако вскоре стало очевидно, что у сторон совершенно не остается простора для дипломатических переговоров, поскольку Пентагон уже принял решение выступить вперед согласно планам Белого дома по Ближнему Востоку.

Таким образом, Чили не удалось выступить посредником между США и поддерживаемым Россией ядром Европейского союза — Францией и Германией, — и уже в самом ближайшем будущем этой латиноамериканской стране предстоит принять важное стратегическое решение. В скором времени Латинская Америка станет предметом геополитических споров между ЕС и США, поэтому сами латиноамериканцы вынуждены будут либо принять сторону одного из участников будущего столкновения, либо придерживаться независимой политики.

Но для "самостоятельности" Латинская Америка слишком слаба, поэтому она, скорее всего, предпочтет первый вариант. Этот процесс отчасти уже идет: благодаря соглашению "Меркосюр" латиноамериканские страны связаны с Европой весьма прочными культурными, политическими и экономическими узами. Собственно, бразильцы, аргентинцы, уругвайцы и парагвайцы всегда действовали с оглядкой на Старый свет. Похожая потребность существует у Чили, Боливии и Перу, последние, однако, предпочитают держать равнение на Вашингтон.

Вообще, страны Южной и Центральной Америки являются предметом стратегического интереса США, поэтому рано или поздно они все равно подпадут под их влияние. Отдельный случай — Венесуэла: исторически эта страна, конечно, связана с США, но идущие в ней процессы, во многом инициированные ее нынешним руководством, возможно, разрушат уже столь привычную модель. С весьма непростым выбором сталкивается и Мексика: экономически она, разумеется, зависит от США, но одновременно испытывает весьма ощутимое культурное и политическое влияние Европы.
А поскольку США уже сейчас активно ратуют за образование на американском континенте зоны свободной торговли, выбор латиноамериканским государствам предстоит сделать уже в ближайшие 5 лет. Наиболее же активно против "имперского проекта США" выступают Бразилия и Аргентина.

Свою игру ведет и Европейский Союз. Уже в следующем году европейские университеты планируют поставить в Латинскую Америку более 4000 научных кадров, намереваясь таким образом сформировать здесь целое поколение мыслящих по-европейски лидеров. "Речь идет о предмете наиболее важного стратегического интереса Европы", — заявил венгерский профессор Ференц Фишер корреспонденту ПРАВДЫ.Ру во время своего недавнего посещения Буэнос-Айреса. Директор отделения современной истории университета Печа считает, что это часть уже фактически начавшегося геополитического спора между США и ЕС.

Ближний Восток — это лишь первый шаг в рамках "новой редакции" мирового геополитического сценария. Следующим его пунктом будет Латинская Америка, и ей следует быть готовой: конечно, не к войне в традиционном смысле этого слова, а к культурной и политической конфронтации.

Эрнан Этчалеко
ПРАВДА.Ру
Аргентина

Перевод с английского Веры Соловьевой

Обсудить