Бывший глава МИД Великобритании Робин КУК: "Верни наших ребят домой!"

"Предполагалось, что это будет быстрая, легкая война. Незадолго перед тем, как я покинул свой пост, один из коллег в Кабинете министров сказал мне, что не стоит беспокоиться о побочных эффектах, которые эта война может иметь для нашей политической карьеры. Война закончится задолго до майских выборов.

Надеюсь, что те, кто ожидал быстрой победы, окажутся правы. А с меня уже хватит этой кровавой и ненужной войны. Я хочу, чтобы наши войска вернулись домой, и чтобы они вернулись до того, как их всех там поубивают.

Бушу хорошо говорить, что война продолжится столько, сколько нужно. Он удобно устроился в Кэмп-Дэвиде под надежной охраной.

Легко показывать, какой ты решительный, если ты — не один из тех несчастных парней, кто сидит там в пустыне во время песчаной бури, каждую секунду ожидая выстрела снайпера.

На этой неделе британские войска выказали храбрость в атаке и стойкость при невероятно трудных погодных условиях. Они слишком хорошо дисциплинированы, чтобы говорить об этом в открытую, но я думаю, что между собой они задаются вопросом, почему британские войска должны расплачиваться за просчеты американских политиков.

Нам говорили, что армия Ирака будет так рада, что на нее напали, что не будет сражаться. Один коллега Министра обороны США Доналда Рамсфелда предсказывал, что бросок на Багдад будет "прогулкой".

Нам говорили, что войска Саддама будут сдаваться. За несколько дней до войны вице-президент Дик Чейни предсказывал, что республиканская гвардия Ирака сложит оружие.

Нам говорили, что местное население будет приветствовать захватчиков как освободителей. Пол Вулфовитц, человек номер два в Пентагоне, обещал, что наши танки будут встречать "взрывы радости и облегчения".
Мне бы очень хотелось отправить Рамсфелда, Чейни и Вулфовитца туда, в Ирак, чтобы они вместе с журналистами отслеживали ход событий непосредственно на передовой.

Это бы дало им возможность услышать, что думают про их обещания солдаты, которым приходится с боем брать каждый мост через Евфрат.
Высокопоставленный американский генерал Уильям Уоллес выдал тайну. "Враг, с которым мы воюем, оказался совсем не таким, каким мы представляли его по компьютерным играм".

Война — это не безопасная игра в компьютерном салоне. Нельзя начинать войну, рассчитывая, что армия противника будет на твоей стороне. Но именно так поступил президент Буш. И теперь, когда его морские пехотинцы подошли к Багдаду, он, по видимому, не знает, что делать дальше.

Все должно было быть не так. К тому времени, как мы дошли бы до Багдада, Саддам должен был уже быть сломлен. За несколько дней до моей отставки меня уверяли, что его свергнут его же приближенные, чтобы спасти свою шкуру. Называли даже точное время, когда это должно было произойти. Но это время пришло и ушло, а Саддам все еще правит страной.
Чтобы как-то компенсировать свои неудачи, мы взорвали вчера в Басре статую Саддама. Статую! Да не статуяпугает местное население, а сам этот человек — и они знают, что он все еще в Багдаде.

Загнав нас в этот тупик, Рамсфелд придумал новую тактику. Теперь вместо того, чтобы занять Багдад, мы будем стоять вокруг него, пока Саддам не сдастся. Нет более жестокой формы ведения войны, чем осада. Люди голодают. У них нет воды. Умирают дети.

Можно примерно представить, что будет происходить в осажденном Багдаде, на примере Басры. Там уже несколько дней жители сидят на жаре без воды.
Доведенные до отчаяния, они пьют воду из реки, в которую сбрасываются сточные воды. Созданы все условия для вспышки холеры.

На прошлой неделе президент Буш пообещал, что "Ирак увидит сострадание США". Сейчас иракцы совсем его не видят. Он не видят его в Багдаде. Они видят вместо этого трупы детей и женщин, погибших, когда ракеты упали на рынок. Они не видят его в Басре. Они видят вместо этого страдание своих семей без воды, почти без еды и без сил, чтобы ее приготовить. Если страдания людей продолжатся, то война, которую мы начали, оставит по себе в Ираке ненависть к Западу на долгое время.

Вашингтон ошибся насчет того, что победа в этой войне будет легкой. Он может так же ошибаться и насчет того, что будет легко обустроить послевоенный Ирак. Уже сейчас между Великобританией и США возникают серьезные разногласия по этому поводу.

Хороший пример этого — спор о том, как управлять портом Умм-Каср. Британские офицеры предлагали разумное решение, которое приветствовали бы и сами иракцы — поручить управление городом компетентным местным жителям. Вместо этого, США нашли американскую компанию, чтобы она управляла портом. И знаете что? Подряд получила компания, председатель которой широко известен своими пожертвованиями в пользу Республиканской партии.

Спор между Блэром и Бушем по поводу того, должна ли заниматься послевоенным обустройством Ирака Организация Объединенных наций, — это больше, чем спор о легитимности наших действий после войны с точки зрения международного права. Это спор о том, смогут ли иракцы быть уверены, что их страной управляют в их собственных интересах, а не в интересах США.

Вчера мы были свидетелями печальной и трогательной церемонии прощания с нашими отважными солдатами, погибшими в Ираке.

Министерство обороны заявило, что их похоронят в Великобритании, что станет выражением участия их семьям. Мы должны сделать все, чтобы как-то облегчить горе тех, чей муж или сын погиб в самом расцвете.
Но я не могу не задаваться вопросом, не существует ли лучшего способа выразить участие их семьям.

Лучшим способом было бы не начинать войну, которая была не нужна и которая, как выясняется, была плохо подготовлена".

На снимке: Робин Кук. Фото: Ислам.Ру

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/48254-n/

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить