15 лет назад потерпел катастрофу "Адмирал Нахимов"

Пароход "Адмирал Нахимов" был построен на германской верфи Лоббендорф в 1925 году и назывался "Берлин". В годы войны служил немецким плавучим госпиталем. Советскому Союзу пароход перешел в счет репараций.

В Советском Союзе пароход получил новое название - "Адмирал Нахимов" и использовался как пассажирское судно.

31 августа 1986 года "Адмирал Нахимов" отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Сочи. Через некоторое время на пароходе получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза "Петр Васев". По Правилам предупреждения столкновения судов в море /ППСС/ "Адмирал Нахимов" должен был пропустить его, но диспетчер берегового поста регулирования движения дал команду "Петру Васеву" пропустить пассажирское судно. Капитан сухогруза подтвердил капитану "Адмирала Нахимова", что пропустит его. Однако, через некоторое время "Петр Васев" врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8х10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился на дно.

На борту парохода находились 1 тыс 234 человека, 423 из которых считаются погибшими /водолазы называют цифру 476/. Тела многих из них так и не найдены.

Виновников катастрофы нашли быстро и привлекли к уголовной ответственности: капитаны обоих судов получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тыс рублей штрафа в компенсацию ущерба. В 1992 году они были амнистированы президентами России и Украины.

Но до сих пор остаются загадкой истинные причины катастрофы. Суд оставил без исследования ключевой, по мнению многих флотских специалистов, факт: в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

Капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко до самого момента столкновения не отходил от системы радиолокационной прокладки курса /САРП/, прибор показывал расхождение с судном, которое капитан считал "Нахимовым". Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию благополучной обстановки.

Вопросов без ответа до сих пор остается много. Показания Виктора Ткаченко не заинтересовали юристов, зато дают повод для расследовательской работы некоторым ученым и специалистам-практикам. Одна из версий - кораблекрушение могло произойти в результате применения микроволнового оружия через спутник. Другие специалисты выдвигают гипотезу локального геофизического резонанса /ЛГР/, полагая, что ЛГР могут быть причиной многих катастроф не только на воде, но и на суше и в воздухе. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Есть немало и других версий, которые пока не находят ни подтверждения, ни опровержения, но которые хотя бы частично снимают вину с капитанов.

По материалам РИА "Новости"

Обсудить