Особенности национального беспамятства

Следствию и суду с трудом удается продираться сквозь мрак пьяных похождений обвиняемых
Статистике чужды эмоции. Допустим, говорится в криминальных отчетах: в нетрезвом состоянии совершена треть преступлений. Ну и что? Кто этого не знает? Эмоции же возникают, когда обыватель знакомится с подробностями некоторых происшествий. Просто поразительно, как следствию и потом суду удается продираться сквозь мрак и дурман чужого пьяного беспамятства, чтобы хоть как-то выяснить, что же произошло. Случаются ситуации, когда невозможно отыскать ни одного трезвого, ни среди обвиняемых, ни среди свидетелей и пострадавших. Если попытаться восстановить обстоятельства со слов действующих лиц, то картина получается фантасмагорическая.

...К тете в гости на улицу Серафимовича около восьми вечера пришел племянник-недоросль Вова. Потом пожаловали две ее знакомые. Пока все понятно. А далее — заскоки. "Через некоторое время, — объясняет тетя в суде, — я ушла к соседке смотреть телевизор. У соседки я пробыла до утра. Вернулась домой, а там Вова раздетый, в одних брюках, без ботинок, весь побитый. Сказал, что какой-то парень у нас был, Вове руки заломил и вещи снял. Прямо у нас дома".

Но в квартире оставался тетин муж. Он-то хоть что-нибудь видел-слышал? "Вечером пришел племянник жены. Но я сам был выпивши и лег спать. Проснулся, а племянник на кровати, накрытый одеялом. Думал, уж неживой, а он побитый только".

Разыскали девиц, что в тот "роковой" вечер тоже были в гостях у отсутствующих хозяев (жена у соседки до утра, муж спит мертвецким сном). Кое-что они запомнили. Появился их знакомый Костя и какой-то парень по имени Максим. Все они вместе с племянником употребляли. Потом была драка, девицы убежали. А когда вернулись, племянник уже лежал под одеялом, подумали — он спит.

Похоже, дверь в гостеприимную квартирку не запиралась всю ночь, если гости шастали взад-вперед. Ну а пострадавший? Ни Кости, ни Максима он до этого вечера не знал, но раз уж они пришли к отсутствующей тете, он с ними выпивал, хотя "пить мне нельзя — у меня в голове металлическая пластинка вставлена". Так он объяснял гостям под звон стаканов. Но они его не пожалели — почему-то вскоре Костя ударил его по уху, заломил руку и снял ботинки, а следом куртку, рубашку, цепочку с крестиком, а из брюк вытащил десять рублей.

Шестнадцатилетний грабитель Костя по фамилии Спасов утром проснулся дома и увидел чужие вещи. Откуда они, он вспомнить не мог, пока не подсказали сотрудники милиции. Такая вот "трогательная" история — штрих к диагнозу отечественного "беспамятства".

"Диагноз" отличается и другими особенностями. Например, способностью воспринимать незнакомых или едва знакомых людей как родных. Возвращается под вечер мужчина домой, а дверь в квартиру, где он обитал с сожительницей, даже не закрыта на замок. Уже из коридора видит он любимую женщину в странном состоянии. Сидит на кровати, голова в крови, на постели кровь, руки опухшие. Вещи разбросаны, телевизора нет. Бедная женщина рассказывает опять же "трогательную историю": "Часов в одиннадцать утра появились вдруг двое малознакомых мужчин, попросились помыться в ванной, я разрешила. Потом мы выпивали, спирт парни принесли с собой". А дальше один из них предложил другому забрать телевизор, на что хозяйка завозражала. Но "малознакомый" сдавил ей горло, а потом несколько раз ударил табуреткой по голове. Хозяйка отключилась, а очнувшись, не увидела ни гостей, ни телевизора. Разбой группой с применением предмета, используемого в качестве оружия (табурета). Вот так помылись в ванной! Один из "гостей", двадцатилетний Вася Тиханов, условно до этого судимый наркоман, теперь будет вспоминать происшествие пять лет в колонии, второй — в розыске.

Но и очень даже близко связанные люди, прожившие бок о бок десятилетиями, тоже в определенном состоянии как бы исключают из памяти прожитые годы, воспринимая близкого человека как врага. Выкидывают такие фортели, такие выказывают странные способности, что в тверезом виде за собой не замечали.

...Вызов в дежурную часть милиции поступил после двух ночи. Дежурный наряд на четвертом этаже дома по улице Серафимовича обнаружил мужчину пенсионного возраста с ножевым ранением в спину (как потом выяснилось, было задето легкое) и со скальпированной раной на голове. Жена-пенсионерка, несколько подшофе, заливалась слезами и каялась, что это она так нехорошо поступила с мужем — ударила его ножом сзади. Муженек очнулся только в больнице, выжил, слава богу. А в суде и он, и жена несколько "запамятовали", как все же было дело.

С середины дня хозяин "употреблял", хозяйка тоже несколько приложилась. К ночи муженек до того "созрел", что начал скандалить на "почве ревности". (Кстати, у пьющих мужчин "синдром ревности" не такая уж и редкость, сколько бы лет ни было его половине.) В ходе перепалки муж схватил ножик и пужанул женушку. Она нож вырвала, а когда хозяин повернулся к ней спиной, с силой бросила холодное оружие ему вслед, да и попала в спину. "Не целилась, да попала, не хотела, да так получилось", — такое вот объяснение в суде. И подлечившийся супруг вторил: дескать я сам виноват, не судите жену строго. Объявлена условная мера наказания, и они вместе покинули здание суда, чуть не под ручку... И все же суд взыскал с подсудимой чуть не три тысячи рублей за лечение потерпевшего. Наверное, правильно.

...Беспамятство наших лихих соотечественников недешево обходится государству. Можно усмехнуться на такое времяпровождение, но, увы, нельзя его сбрасывать со счетов в прямом смысле. Подсчитывал ли кто-нибудь, какие деньжищи нужны не только на лечение пострадавших, а на расследование пьяных преступлений, на оплату судебных процессов, экспертизы, вообще на все процессуальные действия, когда в основе преступлений лежит пьянство?! Не говорю о том, сколько гибнет людей от рук потерявших рассудок, опившихся идиотов, сколько пожаров, несчастных случаев. Российское пьянство поистине не знает границ, все больше юных вовлекает в свои сети, часто с помощью взрослых родственников. Слишком дорогое беспамятство, слишком много слез сквозь пьяный смех...

Ирина БОРИСОВА
Вечерний Новосибирск

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить