«Нерпа» ЛОХанулась

ЛОХ в заголовке не имеет отношения к криминалу или «черному» юмору. Системой ЛОХ (Лодочная объемная химическая) на основе ядовитого фреона оснащены практически все атомные подлодки современного атомного флота России. Предварительная версия трагедии, произошедшей 8 ноября в Японском море на атомной многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), - несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Такие выводы уже сделаны на оперативном совещании по расследованию причин трагедии на АПЛ в Большом Камне, прошедшем несколько часов назад.

Не буду повторять цифры – количество погибших и пострадавших, тактико-технические характеристики подлодки – такими данными в эти часы переполнен Интернет. Просто представлю, что произошло, «посажу» себя в аварийный отсек. Итак…

Ядовитый газ фреон, назначение которого вообще-то тушить пламя, заполнил два отсека атомарины, и находящиеся там заводчане-сдаточники и подводники - то ли спросонья, то ли от неожиданности - не успели включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. А может, индивидуальных дыхательных аппаратов ИДА-59М или изолирующих противогазов просто не хватило на всех. Так бывает, чего уж там: в прочный корпус спасательного снаряжения загружают «на всех» плюс 10%, но по отсекам оно распределено неравномерно – где больше места, туда и складывают.

Автор этих строк, бывший командир дивизиона живучести на подлодке проекта 667А, не раз участвовавший в ходовых испытаниях подлодок, тоже грешил – ИДА, предназначенные для военных подводников, раскреплялись в отсеках по-штатному. А вот те аппараты, которые предназначались гражданской сдаточной команде, просто выдавались заводчанам с предупреждением: «Чтобы я этой штуки валяющейся на проходе не видел, делай что хочешь, ищи место для нее сам!».

Если выяснится, что 20 человек на « Нерпе » погибли от отравления фреоном из-за нехватки средств индивидуальной защиты, наказан будет не главный заводчанин, а именно члены военного экипажа – командир дивизиона живучести, командир электомеханической боевой части, или сам командир лодки в конце концов. Потому что даже на не сданных флоту лодках на ходовых испытаниях за живучесть отвечает все равно военный экипаж.

Так было, во всяком случае, в середине 90-х, когда служил я. Не думаю, что порядки на флоте изменились. Руководство по борьбе за живучесть (РБЖ), да и вообще все без исключения документы, касающиеся выживаемости на подлодке, написаны - без преувеличения - кровью. Так что влетит все равно военным, которые были на борту.

Президент России Дмитрий Медведев уже поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование чрезвычайного происшествия. Военно-следственное управление возбудило и расследует уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц".

Кто конкретно виноват в случившемся, станет ясно позднее. Хотя, по опыту, конкретные виновники аварий на подводном флоте находятся далеко не всегда. Слишком сложная будет задача у следствия. Атомная подводная лодка как техническая конструкция гораздо сложнее космического корабля. Поди разберись: может, сонный заводчанин-сдаточник нечаянно задел что-то, вызвав подачу фреона в отсек.

Первый зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Савенко уже успел высказаться за усиление контроля над соблюдением требований безопасности на подводных лодках и над квалификацией допущенных к работам специалистов. Савенко, который вряд ли знаком со спецификой строительства подлодок и их эксплуатационных испытаний, также полагает, что по возможности проводить испытания систем лодок следует в доках, не выходя в море.

Писатель Александр Покровский, бывший подводник, прославившийся книгами о жизни подводного флота, на военно-морском портале Navy.ru дал свой комментарий аварии на лодке «Нерпа», с которым трудно не согласиться.

«Особенностью проекта 971 «Щука-Б» является его более высокая в сравнении с аналогичными проектами автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главного командного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека. То, что на ней во время аварии находились 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку системы и механизмы корабля на ходовых испытаниях только проходят проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда что-нибудь случается».

В СМИ сообщалось, что « возник пожар » и произошла «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)». Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно неожиданно, то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – не может. Не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра.

Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать. Кстати, о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед его подачей все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья.

Кроме того, после подачи в отсек фреона выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть отсек после применения фреона перестает функционировать. Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.

В отечественном кораблестроении у систем пожаротушения с применением фреона есть как сторонники, так и противники. Последние в течение многих лет борются за внедрение на подводных лодках совершенно иных средств пожаротушения. Речь идет о подаче в аварийные отсеки азота из специальных устройств: азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12%, и пожар прекращается. При этом люди, даже если они и не успели надеть на себя изолирующие средства защиты органов дыхания, остаются живы. Оборудование отсека при этом также не страдает.

Меня спросят: а что ж тогда на подводные лодки так упорно ставят станции ЛОХ (лодочная объемная химическая), использующую фреон? Отвечаю: а в России всегда так. Сделают суперсовременную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. И вот эта мина когда-нибудь да рванет.

На борту подводной лодки находилось 208 человек (в том числе 81 военнослужащий), сообщила несколько часов назад служба информации и общественных связей ВМФ РФ. Слава Богу, уточнили. Сутками раньше в СМИ сообщалось, что на « Нерпе » находились 208 гражданских заводчан плюс 81 военный подводник. Трудно даже представить, куда в тесных помещениях лодки этого проекта можно запихать почти три сотни людей, когда и одному экипажу-то тесно. Это же не стратегический «Тайфун» с двумя прочными корпусами, с бассейном, сауной и зоной отдыха. Погибли 20. Семьям погибших выплатят по 100 тысяч рублей - слабое утешение в такой ситуации...

Не дожидаясь выводов высоких комиссий и следственных бригад, можно заранее сказать: кто бы ни был признан виновным в аварии (заводчане, военные или просто техника), военных на всем подводном флоте России на несколько месяцев снова посадят зубрить руководящие документы; на всех военных верфях члены сдаточных команд очень долго будут сдавать разнообразнейшие экзамены по борьбе за живучесть (в первую очередь тем же военным); а проектанты, почти 40 лет назад разработавшие фреоновую систему пожаротушения, представят многостраничный документ с очередным обоснованием полезности системы ЛОХ (лодочная объемная химическая)…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить