"Русская Пасха" в сопровождении ОМОНа с лезгинкой

Драками "стенка на стенку" на Руси никого не удивишь. Ещё в 17 веке члены царской семьи с благоволением взирали с одной из башен Кремля за увеселительными мероприятиями - кулачными боями.

Об истории происхождения этой традиции спорят до сих пор. Одни исследователи говорят о ритуальных игрищах при погребении дружинников, якобы дружина дралась меж собою, чтобы отогнать смерть. Другие склоняются к более прозаической версии выяснения отношений между "своими" и "чужими". Правы и как одни, так и другие. Последователи легальной версии традиционной русской забавы перешли на профессиональный уровень "боёв без правил", ставших чуть ли не элитарным видом спорта. В остальном же всё осталось без изменений. В середине XIX века в городах ожесточенно махались мещане с купцами, не служившие дворяне – с военными, местные - с приезжими и т.д.

В царской России такие вот социальные драки долго оставались для полиции настоящей головной болью. Первая попытка их регламентировать относится с середине 18 века, однако кулачные бойцы обходили установленные правила и собирались в других местах. А в начале 19 века Николай I особым указом запретил их проведение в принципе: "...Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются". В советской России кулачный бой был отнесен к "прогнившему наследию проклятого царизма", с которым правоохранительные органы безуспешно боролись до 30-х г.г.

Сегодня массовые драки вновь становятся проблемой, выходящей за рамки дворовых выяснений отношений. В июне прошлого года в российской столице произошлонесколько столкновений между националистически настроенной молодежью и выходцами с Кавказа. События развивалось по классическому сценарию. Всё началось с небольшой стычки на Манежной площади, участники которой забили друг другу "стрелку". Московская милиция была осведомлена о готовящейся потасовке, но предотвратить столкновение не удалось.

В нынешнем году последовал римейк тех событий. Накануне Пасхи один из представителей ультраправого движения в своём блоге скопировал сообщение, размещённое в одной из групп интернет-ресурса "В контакте": "Кавказ!!! Собираемся у Охотного ряда в 16.00 и танцуем лезгинку!!! Давайте объединим весь Кавказ. Чем нас больше, тем лучше. Зовем всех своих друзей кавказцев".

"Мне ОЧЕНЬ не нравится, что в центре столицы на праздник Пасхи 300 организмов нетрадиционной национальной ориентации будут орать "Аллах Акбар". Я вырос в этом городе и не без оснований считаю его своим. И уверен, что имею полное право отпраздновать с друзьями Православный Праздник в центре Москвы. Поэтому я предлагаю всем Русским людям выйти в Воскресенье 27 апреля в 15-00 на Манежную площадь", - пишет блогер "Белый колонизатор".

Накануне "встречи на Эльбе" кавказская диаспора "культурное мероприятие" отменила, но на планах сторон, как выяснилось, это никак не сказалось.

В воскресенье в район Манежной площади стали стекаться группы молодёжи, чья принадлежность к определённой субкультуре, хотя большинство отказалось от традиционной униформы, угадывалась без особого труда. Стражей порядка в этот день на Красной площади и прилегающих к ней территориях было больше чем обычно, а желающие попасть на Манежку были вынуждены проходить аж через два уровня металлодетекторов.

Группы правой молодёжи рассредоточились по Манежной и Александровскому саду и, лениво ожидала развития событий, не форсируя их ход. Представители, как принято говорить, кавказской национальности, также медленно дефилировали по территории, раздумывая над дальнейшими действиями. Впрочем, из задумчивости их выводили сотрудники московского ОМОНа, вежливо интересующиеся их документами и не менее вежливо предлагающие не смущать своим видом окружающих.

В отношении националистов милиция вела себя более корректно. По сути, "репрессиям" подверглась лишь наиболее шумная группа "правых", расположившаяся прямо около фонтана. Да и тех убрали исключительно из профилактической точки зрения. К 5 часам вечера стали постепенно расходиться и остальные участники Русской Пасхи - хоть и разочарованные столь мирным исходом противостояния, но всё же довольные моральной победой над противником.

И всё же, итог этого мероприятия оставил гораздо больше вопросов, чем ответов на них. Столичная милиция сработала "на отлично", не дав разгореться страстям. С другой стороны, невозможно круглосуточно держать центр Москвы под столь строгим контролем. Удалённые с Красной площади "дети гор" лихо отплясывали лезгинку в вагонах метрополитена, договариваясь о новом месте встрече. К тому же, призывы к подобным "встречам" могут стать регулярными и никто не мешает сторонам выяснять отношения в точке, отличной от первоначального места сбора, что и было уже продемонстрировано в июне прошлого года.

И ещё одно. Приверженность определённых групп националистов к фашисткой символике может сыграть крайне негативную роль для всего национал-патриотического движения. Сколько бы не говорили патриоты о возрождении истинно русских традиций, но совмещение крашеных яиц и куличей с нацисткой свастикой вряд ли будет способствовать популяризации модифицированных таким образом патриотических настроений.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить