Опознать блондинку смогут. Но...

Десять дней назад 33-летний судья Ново-Савиновского райсуда едва не лишился жизни. Человека, который покушался на его жизнь, до сих пор не нашли.

Как рассказывает сам пострадавший М. (свидетелей нет), напавшую на него женщину он видел впервые в жизни. Судья был дома один — готовился к очередному процессу, когда в дверь позвонили. Гостья представилась проверяющей из ЖЭКа, попросила разрешения войти, чтобы снять показания со счетчика воды. Поскольку в последние дни регулярно приходили из ЖЭКа, хозяин этому визиту не удивился. Девушка зашла в квартиру, прошла на кухню. И вдруг выскочила оттуда с двумя ножами в руках. С криком «Вот тебе, получи, гад! Больше судить не будешь!» нанесла судье удар в грудную клетку (в область сердца). Мужчина защищался как мог — схватив другой нож за острие, он очень сильно травмировал левую руку. Но обезумевшую девушку, которая продолжала выкрикивать что-то вроде «Посадил моего любимого, как же я теперь одна жить буду!», ему все-таки удалось выставить за дверь.

Почти обессилев от болевого шока и обильной потери крови, М. долго и безуспешно набирал «03». Надо сказать, судья — холостяк, живет один. Потеряй он тогда сознание, неизвестно, как бы все обернулось. М. позвонил матери, та вызвала «скорую». С врачами, говорят, «пациенту» не очень-то повезло. Сначала оказалось, что некому нести носилки, и судья с «ножевым проникающим» до больницы добирался сидя, как в маршрутке. В 12-й горбольнице его сразу же прооперировали, но неудачно. Наутро операцию пришлось повторить.

Сейчас М. уже перевели из реанимации в обычную палату и готовят к третьей операции — серьезно повреждены сухожилия на руке. Но главное, что его жизни уже не угрожает опасность.

Что же произошло вечером 13 октября? О судье М. (а автор этих строк неоднократно присутствовала на его процессах) говорят как о педантичном, несколько замкнутом, иногда и излишне принципиальном человеке. Этот максималист, например, на одном из последних процессов посадил за решетку парня-насильника, хотя прокуратура и даже потерпевшие просили дать ему срок «условно». М. поступил так, как требовал закон.

— Судьей М. работает с 1993 года. Грамотный, принципиальный, недаром ему доверяли очень непростые дела, — так отзывается о нем председатель Ново-Савиновского суда Ринат Сафин. — Знаете, ему можно поручить сложное дело и не сомневаться — все сделает как надо: внимательно изучит, аккуратно проведет судебное следствие. М. вел уголовные процессы: дела по убийствам, по сбыту наркотиков.

Вот одно из дел, в котором пришлось разбираться М.: отец изнасилованного мальчика избил извращенцев и был судьей оправдан.

Версия нападения на судью в связи с его профессиональной деятельностью остается основной. Хотя не единственной. Бытовую версию тоже не исключают,ведь девица оказывается в квартире холостяка и нападает на него с кухонным ножом.

Зачем было проникать в квартиру, а не подкараулить, например, на темной улице? Но М. отличался крайней осторожностью и постоянно менял маршруты: даже от работы до дома добирался разными путями. Говорят, он все ждал реализации закона об оружии — хотел иметь табельный «Макаров». По закону судьи уже лет семь имеют право на постоянное ношение оружия, как и сотрудники милиции и прокуроры, но на вооружение служителей Фемиды казна все денег не найдет.

Сейчас угрозыск отрабатывает одновременно несколько версий покушения. Оперативники исследуют последние приговоры, написанные М. Возможно, напала на судью в состоянии, близком к аффекту, жена или подруга кого-то из недавно осужденных. Опознать девушку будет несложно. Ее видели как минимум пять случайных свидетелей. Есть приметы (около 20 лет, невысокая крашеная блондинка), составлен фоторобот. Кстати, в редакцию уже обратилась женщина — рассказала, что попала под подозрение и ее даже вызывали в милицию. Впрочем, там ее опросили и отпустили. Задержанных блондинок пока нет.

В законе о статусе судей, в статье «гарантия независимости судей», говорится о том, что вершители правосудия находятся под особой защитой государства — правоохранительные органы особенно тщательно должны работать по подобным фактам.

Судьям приходится выносить вердикты по тяжким статьям, но в последний раз личную охрану судье приставляли... в 70-х годах, по делу «Тяп-ляп». Тогда судью Верховного суда РТ Булата Шакурова охраняли день и ночь. А теперь что — дела не такие «крутые»?

Стоит ли говорить, что программу защиты свидетелей надо начинать с защиты самого правосудия. Только за два года в России зафиксировано несколько десятков фактов нападения на судей. В Москве судью зарезали сразу после оглашения «несправедливого» приговора, прямо в кабинете. В Казани на судью Вахитовского райсуда было совершено нападение — женщину зверски избили в подъезде. Преступление, заметим, так и не было раскрыто. В Петропавловске в районном, а затем областном суде взорвали гранату. Теперь эта странная история с блондинкой. Будет ли расследование доведено до конца?

Судьи, с которыми мы обсуждали эту печальную тему, признавались, что в последнее время больше боятся за себя и своих близких: каких только отморозков судить не приходится, дескать, один на один с ними находимся, и они знают, что именно от нашего слова зависит судьба — ненавидят не милиционеров и не прокуроров, а именно нас, судей. Недаром же за нападение на вершителя правосудия предусмотрено наказание от 12 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Юлия Андреева

«Вечерняя Казань»

Обсудить