"Новгородское дело" раскололо медиа-сообщество

Трехлетняя девочка по имени Алиса упала в лестничный пролет одного из общежитий Великого Новгорода 26 февраля. При падении она получила незначительные травмы. 19 апреля по подозрению в покушении на убийство ребенка задержана и заключена под стражу 22-летняя мать ребенка - Антонина Федорова. Таковы факты так называемого Новгородского дела, активно обсуждаемого в средствах массовой информации и русском секторе блогосферы последние несколько недель. Крайне интересно разобраться, почему бытовое, в общем-то, происшествие получило всероссийский резонанс.

Кроме того, вокруг дела сегодня наблюдается довольно показательный конфликт мнений и комментариев. Проще говоря, медиа-сообщество, состоящее из профессиональных журналистов и потребителей информации газет и журналов, расколото на несколько частей. Одни обвиняют Антонину в убийстве, другие винят во всем непрофессиональных работников прокуратуры, третьи многозначительно молчат.

Фактор Кирилла Мартынова

Официально Антонина Федорова числится безработной матерью-одиночкой, прописанной в комнате новгородского общежития со своими матерью и дочерью. Антонина разведена, однако фактический ее статус выглядит несколько иначе. Уже около года обвиняемая проживает в Москве со своим новым, гражданским мужем, Кириллом Мартыновым, преподавателем философии МГУ и довольно известным политическим публицистом. Собственно, благодаря его активности вся Россия и узнала о той трагедии, которая произошла с его женой. Естественно, что, по его мнению, к которому присоединились его многочисленные коллеги по всей стране, Антонина Федорова невиновна.

Журналисты из Новгорода, Петербурга и Москвы немедленно устремились в общежитие, проводили собственные эксперименты, опрашивали свидетелей. В русском секторе "Живого журнала" развернулась кампания в защиту Антонины Федоровой. Информация по делу появляется здесь практически в режиме он-лайн, а постоянными читателями ЖЖ являются более двух тысяч человек по всему миру. Главное - благодаря Кириллу, Антонина Федорова прошла психологическую экспертизу и проверку на "детекторе лжи". Результаты экспертиз: Кирилл, Антонина и Алиса - это нормальная, здоровая семья, Антонина не желала зла ребенку и не совершала того, в чем ее обвиняют. Кроме того, благодаря усилиям журналистов в деле на стороне защиты согласился бесплатно участвовать один из адвокатов коллегии "Барщевский и партнеры".

Прокуратура меня бережет?

Диаметрально противоположной точки зрения придерживаются сотрудники прокуратуры Великого Новгорода. Сегодня, после многочисленных, часто сбивчивых и противоречивых комментариев в средствах массовой информации, прокурор Великого Новгорода Андрей Ефимов запретил сотрудникам ведомства комментировать историю с Антониной Федоровой.

Последним, что удалось вытянуть журналистам из недр органов прокурорского надзора, стал официальный ответ на запрос депутата Думы Великого Новгорода Александра Дейны. Согласно этому документу, предварительным расследованием установлено, что Антонина Федорова в конце февраля попыталась убить дочь.

"Осуществляя запланированное ею умышленное убийство своей малолетней дочери, мешавшей ей своим существованием в устройстве личной жизни" женщина "переместила ребенка из квартиры на лестничную площадку". А затем «протащила дочь через металлические прутья ограждения межлестничного проема, так, что та оказалась за пределами безопасной зоны, и несколько секунд продолжала удерживать ее руками на весу».

Далее полагает прокуратура, Федорова «разжала пальцы рук, тем самым сбросив свою дочь в лестничный проем". Все это мать делала "полагая, что очевидцы происшествия в подъезде дома отсутствуют», и, желая инсценировать «падение своей дочери с высоты третьего этажа вследствие несчастного случая». Также в документе говориться о том, что "запланированное преступление матери не удалось довести до конца по не зависящим от нее обстоятельствам", поскольку в результате падения с высоты и удара об каменный пол смерть ребенка не наступила. Оговоримся, что столь подробное "описание событий" того страшного февральского утра стало известно следователю со слов единственного свидетеля обвинения - 11-летнего мальчика, который находился этажом выше, также на лестничной площадке.

Молчание ягнят

Первые несколько дней после того, как стало известно о том, что Антонина Федорова попала в СИЗО, журналисты были заняты обсуждением слов официальных представителей прокуратуры, однако затем их внимание переключилось на обсуждение материалов своих коллег, которые, кажется, пожертвовали объективностью, чтобы сохранить неформальные контакты с правоохранительными органами.

Каждый журналист знает, как дорого ценятся сегодня тексты о разнообразной "чернухе", подробности которой можно узнать только из уст следователя или оперативника. Так, в новгородских газетах появились материалы, повествующие о том, что несчастный ребенок после падения провалялся в больнице три недели. На самом деле мать и дитя официально были выписаны домой после пяти дней пребывания в стационаре. По словам родственников, фактически Антонина и Алиса были дома уже через три дня после трагического происшествия.

Также появились и неофициальные показания соседей, рассказывающих о том, что мать часто жестоко наказывала дочь. Апофеозом абсурда стала беседа с уборщицей здания в эфире одного из телеканалов, которая заявила, что сама видела, как Антонина выбросила ребенка в окно. Дальше начались совсем уже странные события. Молодые журналисты творческого объединения "Университет" государственной телекомпании "Славия" решили посвятить делу Антонины Федоровой часовую программу в прямом эфире. Предполагалось обсудить все стороны дела с участием защитников молодой женщины и ее обвинителей. Однако меньше чем за сутки до эфира тема ток-шоу была изменена, а присутствовавший в зрительном зале руководитель объединения Сергей Пухачев жестко пресекал все попытки упоминания ситуации вокруг ареста Антонины.

В итоге информационную блокаду дела на местном уровне удалось разорвать лишь с помощью "центра". На состоявшейся в субботу 28 апреля в Великом Новгороде пресс-конференции член Общественной Палаты РФ Алексей Чадаев, также пытающийся разобраться в причинах и следствиях "новгородского дела", призвал местных и федеральных журналистов "перебороть некоторое непонимание и согласовать информационную картину".

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить