Метрополитену и жаре грозят судом

Летом 2003 года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал документ СП 2.5.1337-03, который определяет санитарные нормы эксплуатации метрополитенов страны. В какой степени они соблюдаются в московском метро этим летом, когда в городе установилась аномальная жара? Что грозит московской подземке за несоблюдение утвержденных правил?

Горячее лето 2010 поставило всю инфраструктуру города и муниципальные службы в сложное положение. Необычная жара стала причиной того, что в метрополитене температура повысилась, и вместо привычной прохлады подземелий на станциях царит жара, характерная и для раскаленных улиц. В условиях обычной загруженности метро духота и пыль в вагонах и на станциях крайне отрицательно влияют на здоровье граждан. От пассажиров поступают жалобы и Общество защиты прав потребителей решило навести порядок в этом вопросе.

"Метрополитен должен обеспечивать кондиционирование и охлаждение воздуха. Эта проблема стоит годами, но до сих пор ничего в этом отношении не сделано. Говорят много, а подвижек нет", — утверждает председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков в интервью "Русской Службе Новостей".

Читайте также: Выдержит ли Москва аномальную жару?

"Потребитель платит за услугу, и его должны перевозить в условиях, которые соответствуют санитарным нормам", — подчеркнул он. Если же эти нормы не соблюдаются, то пассажиры, отметил эксперт, имеют право жаловаться. "Сейчас мы как раз готовим соответствующий иск к московскому метрополитену."

Каковы предельные значения температуры, допустимые в метро? Санитарные нормы СП 2.5.1337-03 для пассажирских помещений станций метрополитена допускают в летний период нагрев воздуха до 28 градусов, независимо от того, что творится на улице. Согласно информации "Общественного контроля", на некоторых станциях температура превышала допустимый порог на 3-4 градуса.

Фото: AP

Московский метрополитен не отрицает превышение порогов допустимых температур. На станциях установлены датчики, которые фиксируют показатели. На официальном сайте московского метро есть информационная панель, где регулярно публикуются свежие данные. Два дня назад были зафиксированы температурные рекорды — самой горячей станцией метро стал "Речной Вокзал", где температура поднялась до 32 градусов. Почти так же жарко на "Соколе". В целом воздух прогревается в пределах 28-29 градусов. Успешней всего с жарой справляются на станциях "Достоевская", "Марьина роща", "Каширская" — там царят + 24... +25 градусов. И наконец самые холодные станции Москвы — "Каховская" и "Варшавская". Воздух охлаждается там до 23,6 градусов. Согласитесь, в жаркий день — хороший повод навестить Каховскую линию. А вот Замоскворецкая и Сокольническая линииметро — самые душные.

Читайте: Метро задыхается из-за грунтовых вод

Жара — не единственное нарушение, которое обнаружило Общество защиты прав потребителей. В правилах четко сказано, что в полах пассажирской части метрополитена не должно быть выбоин — их обязаны заделывать в течении суток. Тем не менее независимые эксперты нашли достаточное их число на станциях и перронах столичной подземки.

Кстати, интересно, что СП 2.5.1337-03 предусматривает, что температура в вагонах не может быть введена в жесткие рамки. В соответствии с нормами, в вагоне она может быть на три градуса выше, чем температура окружающего воздуха.

Ситуацию относительно планов регуляции температуры "Правде.Ру" прокомментировали в Московском метрополитене:

"1. Метрополитен работает по принципу погреба: зимой набирает из грунта холод, который летом отдает, летом — обратная ситуация. Когда грунт существенно прогревается, он начинает отдавать тепло — это физика.

2. Гидрогеология участков, где проходят линии метро, различна. Там, где грунты обводнены, вода отводит избыточное тепло и там температура ниже (Кольцевая, Калининская, АПЛ, Каховская).

Некоторые линии практически полностью в сухих грунтах — СТЛ, КРЛ, Сокольническая, Замоскворецкая. Это не лучшим образом сказывается на температуре станций в период затяжной жары.

3. В некоторой степени температура зависит от глубины и времени постройки — на новых, непрогретых станциях она ниже.

4. Метрополитен использует воздух, который забирается с поверхности!

5. Режим работы вентагрегатов — главное средство регулирования климата. Вентагрегаты переключаются в зависимости от времени суток для работы на приток или отток воздуха для создания более комфортных условий. На станциях метро по санитарным нормам обеспечивается трехкратный воздухообмен в течение часа.

6. В метрополитене есть программа закупки подвижного состава с кондиционерами. Пока таких составов 4. По мере устаревания действующих поездов, их будут менять на новые".

Что грозит московскому метро, какие наказания теоретически может понесли администрация (если, конечно, факт нарушений будет доказан)? В соответствии с 6.3 КоАП РФ его ждет штраф в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда — т. е. максимально метрополитен будет оштрафован на 866 тысяч рублей. Но, скорее всего, подземку просто обяжут исполнять нормы закона и устранить нарушения, что — в связи с наметившимся похолоданием — будет сделать несложно. Останутся выбоины в полу, с которыми вполне справятся десять мешков цемента. Так что вся цена громкого судебного процесса будет составлять... тысячу рублей!

Все самое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Автор Павел Нурминский
Павел Нурминский — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить