Автор Правда.Ру

Эксперты: около 80% авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора

В последнее время мир потрясают одно за одним известия о авиакатастрофах. В мае произошла трагедия с армянским самолетом, случившаяся над Черным морем. В той катастрофе не выжил никто. Каждую неделю мы слышим о маленьких и не очень происшествиях, связанных с авиатранспортом. В конце прошлой недели отдыхающих в выходные россиян потрясла ужасная весть. Аэробус А-310 с более чем двумя сотнями человек на борту потерпел катастрофу в самый неожиданный момент – при посадке прямо на взлетно-посадочной полосе. Погибло более 130 человек.

В ходе расследования случившегося выдвигаются разные версии трагедии. Среди них основные – технические сбои и человеческий фактор. Сегодня отечественная гражданская авиация переживает не лучшие времена. Существует масса нерешенных проблем – безопасность полетов, контроль за состоянием самолетов, халатность, и - что хуже – преступная халатность. Например, одной из причин случившейся трагедии в Иркутске была застроенность взлетно-посадочной полосы то ли гаражами, то ли складами.

В этих и во многих других проблемах, связанных с российской авиасферой, «Правда.Ру» попросила помочь разобраться двух крупных экспертов, разбирающихся в вопросах авиации.

По словам директора компании «Инфомост-ПР» Бориса Борисовича Рыбака , «около 80% процентов авиационных происшествий и катастроф происходит из-за человеческого фактора, как то: неспособность человека в определенный, краткий период времени оценить внештатную ситуацию; недостаточная подготовка или чрезмерная подготовка, когда человеку кажется, что он всё знает и всё может, а на самом деле это не так».

А-310 – надежный самолет, и, по мнению Рыбака, если он должным образом прошел регулярное техническое обслуживание и имеет возраст до 30 лет, ничем от нового не отличается. «Отличается, может быть, в лучшую сторону – тем, что заводские дефекты, в том числе потенциальные, уже устранены в ходе техобслуживания, – сказал эксперт. – Западные самолеты налетывают примерно 3500 часов. Они рассчитаны на 60 тысяч часов, что примерно соответствует 23 годам исправной эксплуатации. Самолет не пройдет техобслуживание, если закончились разрешенные летные часы – это 60 тысяч часов или 30 календарных лет – и без специального разрешения производителя его не разрешат эксплуатировать. Разбившийся в Иркутске самолет был в пользовании 19 лет».

«В нашей стране существует вертикальная система многоступенчатого контроля: инженеры, директоры авиакомпаний, – отметил Рыбак. – А существуют еще авиационные власти – региональные и федеральные. В каждом регионе есть специальные отделения – служба по надзору в сфере транспорта, которая внимательно следит за всеми аспектами эксплуатации авиатехники, и не только за ее исправностью, но и за подготовкой экипажей».

По мнению президента и главного конструктора корпорации «Русские системы» Валентина Афанасьевича Сухолитко , летальные аппараты, как наши, так и западные, имеют достаточно высокий уровень и по безопасности, и по технической оснащенности.

«Дело в том, что развал СССР повлиял и на авиапромышленность, и на безопасность полетов, и на качество. Это несравнимо, – отметил Сухолитко. – В Советском Союзе безопасность полетов была на высшем уровне – мы занимали, по крайней мере, одно из трех первых мест в мире. Наши машины не самые плохие, и даже наработки двадцатилетней давности до сих пор интересны – взять тот же Ил-86. А с развалом Союза мы стали закупать самолеты за рубежом. Мы потеряли влияние на международной арене, и Запад сейчас делает всё, чтобы нас не допустить на международные рынки».

«Вопросы, связанные с выбросами, шумами, конечно, имеют место быть, но они являются тем методом борьбы с нашим авиапромом, который избрал Запад. Когда у нас происходят какие-то аварии или катастрофы, это для них бальзам на душу, потому что они это дело тут же муссируют в средствах массовой информации, чтобы постоянно шел шум, скандал – чтобы создавалось негативное отношение к нашей авиации, – посетовал главный конструктор «Русских систем». – По надежности наши машины не уступают тому же А-310. Другой вопрос, что Запад задавил нас по шумам, по выбросам, по экологическим требованиям и так далее. Вот в этом смысле можно сказать, что А-310 лучше в том смысле, что ему разрешено летать по всему миру. Поэтому наши авиакомпании вынуждены его закупать».

В числе причин аварии называлась недостаточная длин взлетно-посадочной полосы на Иркутском аэродроме – Сухолитко уверен, что она как раз достаточна для приземления А-310: «Вызывает недоумение, что городские службы разрешили возвести буквально на границе аэродрома фундаментальные строения».

В числе возможных причин аварии А-310 в Иркутске эксперт назвал отказ техники и «какие-то неадекватные действия экипажа на борту во время посадки».

«И всё же будущее, несомненно, за авиационным транспортом, – заключил Сухолитко. – Чтобы люди не боялись летать, мы как раз создаем бортовые системы безопасности полетов, которые позволяли бы в условиях реального полета подстраховывать и дублировать действия экипажа, в случае если он неадекватно реагирует на ситуацию».

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Комментарии
Трамп похвалился наиболее жестким курсом в отношении России
Сервисы Google продолжат работу на существующих смарфонах Huawei
Адвокат Трампа потребовал от Зеленского арестовать Коломойского
Глава РПЦ призвал "закрыть тему абортов"
Глава РПЦ призвал "закрыть тему абортов"
Почему падают отечественные самолеты? История одного директора завода
Итоги "Евровидения-2019" могут пересмотреть из-за нарушения правил победителем
Климкин объявил о новом походе через Керченский пролив, который "удивит Россию"
Итоги "Евровидения-2019" могут пересмотреть из-за нарушения правил победителем
Троеязычие Украины: государственный, реальный, родной
Глава Сбербанка призвал снизить налоги для бизнеса
Закон об украинском языке рассмотрит Совет Безопасности ООН
Закон об украинском языке рассмотрит Совет Безопасности ООН
Итоги "Евровидения-2019" могут пересмотреть из-за нарушения правил победителем
Закон об украинском языке рассмотрит Совет Безопасности ООН
Итоги "Евровидения-2019" могут пересмотреть из-за нарушения правил победителем
Троеязычие Украины: государственный, реальный, родной
Адвокат Трампа потребовал от Зеленского арестовать Коломойского
Кого и почему бесит православный храм в Екатеринбурге - мнения экспертов
Кого и почему бесит православный храм в Екатеринбурге - мнения экспертов
Путин "хирургически" зачистил Россию от олигархов - Греф