Шапка машиниста прибыла по расписанию, но без хозяина

Больше двухсот километров пронеслась без машиниста ночная электричка сообщением «Вятские Поляны – Ижевск». Вел ее молодой помощник, оказавшийся впервые за пультом. Об инциденте наверняка бы никто не узнал, если бы при увольнении провинившегося администрация железной дороги не нарушила закон.

Ночной рейс в Ижевск готовился как обычно. Машинист Ильдар Ахметзянов и помощник Игорь Мельников вовремя прошли медосмотр, заняли кабину и в час ночи тронулись в путь. Машинист с двадцатилетним стажем был недоволен новичком — считал, что выпускник железнодорожного техникума никак не может усвоить устройство электропоезда. Чтобы научить новичка уму-разуму, машинист применил проверенный метод: посадил парня за пульт управления поездом и стал командовать, какие кнопки нажимать.

Оказавшись за пультом, Мельников на станции Кочетло тормознул так сильно, что у электрички заклинило тормоза. И машинист, обматерив его, пошел растормаживать каждый вагон вручную. В общем, тронуться удалось с большим трудом. Когда электричка набрала скорость, Ахметзянов вновь пошел по составу проверять тормозные секции.

На очередной станции Мельников самостоятельно остановил поезд и произвел посадку пассажиров. Дежурный по станции дал

команду на отправление, а Ахметзянова все не было. Перепуганный помощник стал звать его по внутренней связи, но ответа не получил. Пришлось трогаться в одиночку, поскольку в ночное время железная дорога бывает загружена товарными составами и задержка поезда на станции создала бы пробку.

Мало кто знает, что управлять электричкой ничуть не легче, чем самолетом. На железной дороге одних только семафоров — пять видов. Машинист должен следить за показаниями десятков приборов, строго соблюдать скоростные и временные режимы и одновременно согласовывать свои действия с диспетчерами станций. Парень вел поезд впервые, без прав и в кромешной темноте. Случись неисправность, он даже не смог бы ее определить. Но, надо отдать ему должное, не струсил. На станциях, устав звать машиниста по селектору, сам бегал по вагонам, но нашел в рабочем тамбуре лишь шапку машиниста.

К счастью, поезд дошел до цели без приключений. А когда Мельников доложил обстановку ижевским железнодорожникам, поднялся большой шум. К поискам машиниста подключили всех железнодорожников на станциях, которые миновал поезд, и личный состав линейного отдела милиции. А Ахметзянов тем временем бродил по станции Лудзя, что за один перегон до Ижевска. Впоследствии он рассказал, что на станции Можга хотел осмотреть тормозные колодки и вышел на улицу. А Мельников, дескать, уехал самовольно. При этом машинист затруднился ответить, почему при выходе из поезда не предупредил помощника, почему доверил ему управление, а когда отстал от поезда — не доложил о ЧП начальнику станции Можга.

Не мудрено, что после этого инцидента Ахметзянова с треском уволили. Причем руководство железной дороги так жаждало возмездия, что машиниста «ушли» по 33-й статье КЗоТ — «за систематическое нарушение служебных обязанностей». Хотя за 20 лет работы у машиниста взысканий не было. В общем, Ахметзянов обжаловал приказ в Татарскую транспортную прокуратуру и имеет все шансы добиться восстановления на работе. По крайней мере так считают работники прокуратуры. Как нам сказал старший помощник прокурора Олег Манько, которому поручили проверку, приказ об увольнении действительно незаконный, но лишь по формальным основаниям. Ахметзянов, скорее всего, будет восстановлен и тут же уволен за нарушение должностной инструкции. Более того, по словам Манько, на этом разбор полетов не закончится. У работников прокуратуры есть подозрения, что в поезде произошло нечто другое, не то, о чем рассказывают машинист и помощник. Не исключено, что машинист выпил и спал в тамбуре, а на остановке вышел освежиться. Слишком уж неадекватно он вел себя в поездке, даже не смог объяснить, как потерял свою шапку...

Алексей Угаров

«Вечерняя Казань»