В России могут повысить штрафы за шумную езду

Шумные драндулеты заткнут рублем

Депутаты Госдумы выступили с инициативой повысить штрафы за шумную езду — до 10 тысяч рублей. Ответственность за такие действия есть в России и сейчас, однако существующий размер штрафа колеблется от 100 до 300 рублей. Под действия нового штрафа попадают тракторы отечественного производства, мотоциклы без глушителей и драндулеты "с историей".

Одной из серьезных проблем современной цивилизации является проблема шума. Давно прошли те времена, когда самыми громкими звуками являлись раскаты грома — да еще пушечная канонада на войне. Особенно много шума от транспорта на дорогах. Двигатели внутреннего сгорания — штука очень громкоработающая. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы раз услышать рокот мотора какого-нибудь трактора отечественного производства — он может доходить до 110 децибелов. Для сравнения — звук взлетающего реактивного самолета 130 дб, громкая речь или работающий пылесос — около 70 дб.

Между тем, согласно санитарным нормам, уровень шума около зданий днем не должен превышать 55 дБ, а ночью (с 23 до 7 ч) 45 дБ, в квартирах соответственно 40 и 30 дБ. Правда, когда человеку не надо спать и отдыхать, допустимым пределом считается около 74 дб — чуть меньше, чем издают при движении легковые автомобили.

Стоит заметить, что разница между указанными цифрами не арифметическая, как может показаться, а логарифмическая. Не вдаваясь в математические подробности, сила звукового давления, которую испытывает барабанная перепонка человеческого уха, увеличивается в два раза при повышении громкости всего лишь на 3 дб. Так что, воздействие рева тракторного мотора на человеческий слух (а вместе с ним — и на нервную систему) не вдвое выше, чем от звуков засыпающего города — а на много порядков.

В итоге у подвергающихся такому шуму людей разовьется если не глухота, то масса невротических расстройств, повышенная утомляемость и ряд других неприятных явлений.

Читайте также: Промышленный шум полезен для многих

Как бы там ни было, но в целом транспорт худо-бедно справляется с вышеописанными стандартами шумобезопасности — с помощью глушителей. Даже тарахтящие мотоциклы шумят не сильнее своих четырехколесных собратьев — давая от 80 до 90 дб. Увы, большинство байкеров глушители не признают в принципе.

Для того, чтобы пресечь подобный жестокий беспредел, депутаты Государственной Думы выдвинули предложение о радикальном повышении штрафов за шумную езду. Теоретически, конечно, такая ответственность есть и ныне — за эксплуатацию транспорта, не отвечающего принятым нормам. Однако, по "автомобильной" 12-й статье Кодекса об административных правонарушениях, размер такого штрафа колеблется от 100 до 300 рублей. Совсем не та сумма, которая способна остановить любителей шумной езды.

Народные избранники же предлагают увеличить эту сумму до 10 тысяч рублей. Правда, с таким размером согласны не все — кое-кто говорит о 5 тысячах. А некоторые правозащитники даже критикуют сам подход к решению проблемы — дескать, надо больше уповать на повышение сознательности водителей.

Впрочем, говорить о том, что намеченные меры не имеют изъянов — тоже не приходится. Основным "подводным камнем" может стать само определение понятие "избыточного шума". Конечно, мотоцикл без глушителя никто не назовет тихим. Но что если это устройство на двухколесной технике будет присутствовать — но неисправное? Да и мотоцикл мотоциклу рознь.

Одним словом, для эффективного действия нормы по борьбе с шумом на транспорте нужны не только изменения в законодательстве, контролеры-полицейские, но и оснащение последних точными шумомерами. Цена изделий китайского производства начинается от 25 долларов за штуку.

Читайте также: Робокар устранит пробки на дорогах

Так что, все экипажи ГИБДД придется оснащать еще и такой техникой. А без этого борьба с шумящим транспортом может превратиться в аналог борьбы с затонированными стеклами, когда запрещенная плотность тонировки часто определяется "на глазок", а не приборами объективного контроля.

В общем, описываемая депутатская инициатива еще нуждается в детальной проработке. Что, впрочем, не умаляет ее ценности — ввиду наличия настоящего "шумового смога" на улицах многих российских городов.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

 

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить