Легкие штурмовики улетели под видом экспонатов

По полной программе, похоже, придется отвечать директору национального авиаклуба РТ Мансуру Тухбатуллину. Сотрудники Высокогорского РУВД заканчивают расследование гибели юной парашютистки Лилии Хафизовой, которая разбилась на аэродроме в Куркачах летом позапрошлого года. А сотрудники отдела милиции на воздушном транспорте уже предъявили Тухбатуллину обвинения в незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, директор продал коммерсантам два военно-спортивных самолета «Л-29».

...Без самолетов национального авиаклуба, именуемого ГУП «Нарт», в Казани не обходится ни один крупный праздник. Белоснежные птицы выписывают сложные пируэты над акваторией Казанки, а стайки рассеянных по небу парашютистов на потеху зрителям подолгу парят в небе — то собираясь в круг, то выстраиваясь в линию. Неудивительно, что многие горожане уверены, что клуб для того и создан, чтобы веселить народ да обеспечивать досуг нуворишам, у которых достаточно денег, чтобы прыгать в Куркачах с парашютом. На деле это не так.

В обязанности руководства ГУП «Нарт», который был учрежден кабмином еще в 1992 году, входило много задач, и в первую очередь — обучение молодежи премудростям управления самолетом. У авиаклуба, созданного на базе филиала Российского оборонно-спортивного общества, в те годы было достаточно техники, чтобы превращать безусых юнцов в орлов. Парк авиаклуба насчитывал 28 военно-спортивных самолетов «Л-29», несколько самолетов «Ан-2», «Як-52», вертолет «Ми-2»... Понятно, что отправлять юношей в полет — дело дорогостоящее, требуется много топлива. Но кабмин и этот вопрос продумал — обеспечил ГУП «Нарт» ежегодную дотацию в сумме более трех миллионов рублей. А в 1997 году правительство РТ предусмотрительно закупило для «Нарта» еще два самолета «Ил-103» на сумму 340 тысяч долларов.

Казалось бы, на таких условиях руководству авиаклуба сам Бог велел жить припеваючи и готовить юных пилотов на льготных условиях. Ан нет. Как установила проверка Контрольно-ревизионного управления Минфина РТ, в Куркачах за все эти годы по программе обучения молодых пилотов-любителей путевку в небо получили единицы, поскольку их места в кабинах пилотов по большей части занимали бизнесмены, оплатившие каждый час полета не одной тысячей рублей.

Кроме пилотов-бизнесменов кассу «Нарта» пополняли республиканские газовики, которые арендовали у авиаклуба вертолет, чтобы с неба следить за исправностью своих газовых магистралей. Очень странно, что при таких финансовых возможностях директор ГУП держал своих подчиненных на голодном пайке — с 1999 года, как показала проверка КРУ, не платил им полевое довольствие.

Отдельной статьей доходов «Нарта» были парашютные прыжки. Летом желающих побыть наедине с безоблачным небом бывает немало. И они съезжаются на аэродром в Куркачах. Однако далеко не многие знают, насколько они рискуют своей жизнью.

Согласно инструкции каждый парашютный ранец новичка должен быть оборудован двумя специальными приборами. Поскольку новичок, оказавшись за бортом самолета, может растеряться, прибор сам открывает за него парашют через три секунды полета. А если он не раскрылся — сработает страхующий прибор, который на высоте 500 метров раскроет запасной купол. Однако директор «Нарта» несколько лет назад распорядился снять с парашютов страхующие приборы, дабы работники авиаклуба не тратили время на укладку запасных куполов. А без страхующего прибора в критической ситуации парашютист должен сам выдернуть кольцо запасного купола. Однако, чтобы выдернуть кольцо в полете, нужно обладать недюжинной физической силой. Дернуть кольцо на лету — все равно что поднять одной рукой пудовую гирю. Согласно заключению Федерального управления авиационно-космического поиска и спасения при Министерстве обороны РФ, с этой задачей и не справилась 19-летняя Лиля Хафизова. Благодаря этому заключению уголовное дело по факту гибели девушки, которое было приостановлено, летом нынешнего года вновь получило ход.

К этому моменту у сотрудников милиции появилась информация и о других серьезных нарушениях в ГУП «Нарт». Так, в ноябре 1999 года директор авиаклуба заключил договор с ООО "Химико-техническое объединение «Латан» о продаже самолетов «Л-29» на металлолом. Эти самолеты, доставшиеся авиаклубу после распада Российского оборонно-спортивного общества, и правда давно выработали свой летный ресурс. Директор ООО «Латан» исправно внес в кассу авиаклуба 3 тысячи 300 долларов в рублевом эквиваленте за всю партию старых самолетов, однако забрать их с аэродрома вовремя не смог. Прошел ровно год, и директор ГУП «Нарт» Тухбатуллин вторично продал два самолета двум московским бизнесменам, якобы в виде экспонатов. При этом Тухбатуллин не мог не знать, что в соответствии с Законом РФ «О государственном развитии авиации», списанные самолеты можно продавать лишь образовательным или научным учреждениям, да и в этом случае самолеты перед продажей необходимо привести в полную непригодность — подпилить крылья и сточить подшипники двигателя. Однако до законов и инструкций директору «Нарта», похоже, дела не было. Получив деньги, он разрешил бизнесменам забрать годные к полетам машины. Поэтому ничего удивительного, что впоследствии Федерация любителей авиации присвоила самолетам номера и разрешила летать.

Факт продажи рабочих самолетов в правоохранительных структурах наделал много шума, поскольку по сути «Л-29» является легким штурмовиком, к крыльям которого можно прицепить реактивные снаряды. Кроме того, он взлетает с любых грунтовых полос, и при отправке, скажем, в Чечню, был бы незаменим для террористов. Правда, этого, к счастью, не произошло. Оба самолета нынешним летом были обнаружены на аэродроме «Мягково» Московской области.

Расследуя эпизоды с самолетами, сотрудники ЛОВД на воздушном транспорте параллельно установили, что летом прошлого года Тухбатуллин нажился на продаже своей старенькой «девятки». Продав ее как частное лицо фирме «Интеш» за 120 тысяч рублей, он в тот же день купил ее от имени ГУП «Нарт». А еще, когда по факту смерти молодой парашютистки было возбуждено уголовное дело, оплатил за счет ГУП «Нарт» работу своего личного адвоката, облегчив кассу авиаклуба таким образом на 17 тысяч рублей. Оба этих эпизода Мансуру Тухбатуллину также поставлены в вину.

В настоящий момент расследование уголовного дела по фактам незаконной предпринимательской деятельности и злоупотребления служебными полномочиями в отношении директора ГУП «Нарт» полностью завершено. Следствию осталось ознакомить обвиняемого с материалами дела и направить это дело в суд. Что же касается самого аэроклуба, то, скорее всего, он вновь вольется в структуру Российского оборонно-спортивного общества. По крайней мере, распоряжение российского правительства на этот счет уже существует.

Алексей Угаров

«Вечерняя Казань»

Обсудить