Поезд с взрывчаткой перевернулся, но не взорвался

Три беспризорных вагона аммонита и таран

 

Рано утром в Чапаевске Самарской области три вагона с взрывчаткой выкатились с территории одного из местных предприятий. Неуправляемый поезд протаранил ворота, уперся в тупик и перевернулся. Взрыва, к счастью, не произошло. Самарские полицейские тут же оцепили территорию. Это уже второе серьезное "взрывоопасное" происшествие именно в этом регионе.

Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе ГУ МВД по Самарской области, угрозы взрыва и пострадавших нет. Оцепление до сих пор не снято — на всякий случай. Хотя место, где опрокинулись "взрывоопасные" вагоны, находится на большом расстоянии от жилых и производственных объектов. Полицейские уточнили, что завод ОАО "Промсинтез", на котором произошло ЧП, не военный.

Вообще ОАО "Промсинтез" создано в 1997 году и является одним из основных производителей промышленных взрывчатых веществ в России и СНГ. Сейчас завод уже работает в штатном режиме. В течение дня взрывчатые вещества из опрокинутых вагонов под Самарой доставят на специальный склад.

По данным полиции, в вагонах находились промышленные взрывчатые вещества — аммонит 6ЖВ и граммолит 79/21, предназначенные для производства взрывных работ, в частности в горной промышленности. Перевозка этих веществ допускается всеми видами транспорта, но только в строжайшем соответствии с правилами перевозки опасных грузов. Причиной схода вагонов с рельсов, по предварительным данным, могли стать погодные условия, хотя документально это должны установить, естественно, следователи.

А вот совсем недавний инцидент, опять же с боеприпасами и взрывчаткой, и опять там же, под Самарой. 18 июня на Приволжском государственном испытательном полигоне в поселке Нагорный, что совсем недалеко от того же Чапаевска, где находилось 18 миллионов снарядов, начались взрывы. Хотя по округе в домах повылетали стекла, обошлось, к счастью, без жертв.

Стоит отметить, что Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" — предприятие совсем не Минобороны, как можно было бы подумать, а Минпромторга, имеющее статус государственного боеприпасного полигона РФ. Ранее там операции по уничтожению боеприпасов с истекшим сроком годности уже неоднократно приводили к чрезвычайным ситуациям, однако до сих пор эту проблему решить так и не удалось.

Читайте также: Взрывы на полигоне: человеческий фактор?

Причиной взрывов, предположительно, стал технический сбой, произошедший во время ликвидации боевых снарядов. В самарской администрации, допускали, впрочем, и другую версию. Есть вариант, что загорелось и взрывалось из-за жары. На полигоне хранятся снаряды 1940-1960-х годов, а одуряющая жара тогда установилась на несколько дней. Так или иначе, по возбужденному уголовному дело по признакам преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса "Нарушение правил безопасности на взрывных объектах", пока так никто и не привлечен.

Тогда из города Чапаевска и пригородного поселка Нагорный было эвакуировано более шести с половиной тысяч человек. А в самом Чапаевске проживает более 70 тысяч. Местные власти перекрыли близлежащие трассы, было выставлено оцепление в радиусе девяти километров. Кроме того, был введен режим чрезвычайной ситуации. Во время эвакуации, как рассказали местные жители, таксисты бесплатно подвозили людей, которых затем власти Чапаевска размещали в гостиницах, спортзалах и общежитиях…

А вот причины возгорания год назад эшелона с боеприпасами под Новосибирском установлены: в одном из вагонов была неисправна тормозная система. Это установило следствие, которое, правда. Так и не дало ответа на вопрос: а может ли повлиять на безопасность огромного эшелона в целом неисправность лишь в одном из вагонов? Вопрос до сих пор так и висит в воздухе…

Старые боеприпасы, снаряды 30-миллиметрового калибра, предназначались для ликвидации на полигоне под Кемерово. В пресс-службе Минобороны тогда сначала сообщили, что огонь уничтожил десять вагонов. Позднее в ведомстве уточнили, что полностью сгорел лишь один вагон, а еще пять — частично. В результате инцидента железнодорожные службы остановили движение 23 составов, среди которых не менее девяти пассажирских.

Стоит отметить, что, по совершенно открытым официальным данным, в целом, на конец 2012 года на складах Минобороны находилось около 3,6 миллиона тонн боеприпасов, из которых 2,16 миллиона тонн планируется уничтожить в нынешнем, 2013 году. Оставшиеся 1,4 миллиона тонн являются необходимым для армии количеством вооружений.

Весной и летом 2011 года боеприпасы взрывались на складах в Удмуртии и Башкирии. В октябре 2012 года из-за непогашенной сигареты произошел пожар и самопроизвольный подрыв подлежащих утилизации боеприпасов на Донгузском полигоне в Оренбургской области. Несмотря на эти и многие другие происшествия, в России по-прежнему продолжают утилизировать ненужные боеприпасы самым простым методом — при помощи подрыва, а сами боеприпасы хранятся не в специальных хранилищах, а на обычных складах, а то и вовсе под открытым небом.

Государству ликвидация последствий таких бедствий обходится недешево. Например, после того, как в мае прошлого года на арсенале Минобороны возле села Урман в Башкирии взорвался склад боеприпасов (в селе сгорели три улицы, без жилья осталось более сотни семей), министерство финансов Башкирии оценило ущерб в 500 миллионов рублей.

Вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" генерал-майор ФСБ России в отставке Евгений Борисович Лобачев:

"Тротил без инициатора, то есть без взрывателя, вообще-то безопасен. Даже если его поджечь, он будет гореть медленным дымным пламенем, но ничего опасного с ним не произойдет. Это относится и к другим подобным взрывчатым веществам. Но дело даже не в том, что взрывчатые вещества чрезвычайно опасны сами по себе, главное — что за ними, как в недавних случаях в Самарской области, не было должного присмотра, не были обеспечены все полагающиеся меры безопасности!

Про те случаи, что были при советской власти и в начале перестройки, про них вообще никто ничего не знал, хотя их было множество. Но обходилось… Ведь у нас на все есть деньги, кроме дорог. Только не так давно президент занялся и железными дорогами, и автомобильными, и четко связал эти темы — ведь одно без другого бессмысленно.

Халатность людская как была, так и осталась с давних времен. Может быть, немного меньше ее все-таки стало с приходом нового главы Минобороны Сергея Шойгу. Но "наследство" ему досталось тяжкое. Но, вот, например, у нас на складах хранятся боеприпасы времен еще Первой мировой войны, в диких количествах.

В древних боеприпасах естественные химические процессы в самих взрывателях происходят, которые могут привести неизвестно к чему… Не говоря уже о халатности с пожарами, курением и т. д. Склады переполнены. Тара, упаковка часть сгнила, часть побита. Охранная зона зачастую ликвидирована. Сейчас можно подойти к любому забору и проникнуть сквозь дырявый забор на территорию. Со временем все приходит в негодность, изнашивается, устаревает…

В общем, нужна специальная государственная программа по обращению со взрывчатыми веществами и надлежащий, строжайший контроль за ней. Тогда опасных случаев, подобных тем, что происходили под Самарой, будет меньше. Или вообще не будет, что, собственно, и необходимо!".

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить