Гибель домашних животных из-за программы по отстрелу хищников

"Антихищник" обернулся гибелью тысяч животных

Августовским утром 2011 года семилетняя колли Мэгги проскользнула под забором дома в пригороде Орегона и отправилась на самовольную прогулку. Через несколько минут собака погибла — ее шею перетянула петля-ловушка, поставленная менее чем в 50 метрах от дома, где жила Мэгги, сотрудниками одного из отделов Департамента сельского хозяйства США.

"Эту картину я никогда не забуду, — говорит хозяйка Мэгги, Дениз МакКертайн. — Она еще дышала, когда мы пытались снять ловушку. Ее глаза были широко раскрыты и она смотрела на меня. Все, что я могла сделать — это сказать ей: я стараюсь, милая. Ты не сделала ничего плохого".

Смерть Мэгги — всего лишь один из тысяч случаев гибели домашних животных, лежащих на совести Wildlife Services — подразделения Министерства сельского хозяйства. Изначально сотрудники отдела должны были заниматься ликвидацией животных, представляющих опасность для людей, сельского хозяйства и окружающей среды. На деле же это обернулось горем сотен семей, потерявших своих любимцев. Программа "Антихищник" финансируется за счет налогоплательщиков — и тех самых несчастных семей, в том числе, — однако методы регуляции численности опасных животных выбираются наобум, а порой являются незаконными.

За несколько лет Wildlife Services загубили тысячи животных в разных штатах, от домашних собак до животных, находящихся под охраной государства, либо ловушками-петлями, либо медвежьими капканами, либо смертельными устройствами М-44, которые выбрасывают облако цианида натрия, как только животное касается установки, после чего-то погибает от удушья. Семью МакКертайнс при этом, как и многие другие, никто не поставил в известность о том, что смертоносные устройства размещены так близко от их дома. А ведь на том краю пруда, где погибла Мэгги, любит играть в мяч маленький сын Дениз, а ее дочь там же ловит черепах.

В идеале, ловушки должны убивать зараженных бешенством или чем еще крыс, чтобы те не заразили остальных животных. М-44 предназначены конкретно для койотов, которые особо распоясались в западных штатах. Но куда чаще страдают от них любопытные собаки. Так, полуторагодовалый питбуль, принадлежавший семье Энджел Уокер, погиб, заинтересовавшись М-44 с запахом мяса.

Точное количество жертв ловушек установить сложно — многие случаи сотрудники Wildlife Services не регистрируют. "Им говорят, чтобы они избавились от ошейника, а собаку закопали", — говорит источник в Минсельхозе. Более того, в ряде случев домашних собак убивали намеренно: "Они заявляли, что собака была дикой, бешеной или больной. Они думают, что могут делать все, что хотят".

Читайте также: Догхантеры начнут охоту на людей?

За примерами далеко ходить не надо: сотрудник калифорнийского отдела Wildlife Services Кристофер Бреннан расстрелял сотни собак, гулявших без хозяев, утверждая, что те охотятся на домашний скот. Когда дело Бреннана рассматривал суд, тот признался, что за несколько лет убил порядка четырехсот собак. При этом он до сих пор работает в Wildlife Services — его отправляют в те области, где собаки часто нападают на скот.

Кэрол Баннерман, пресс-секретарь департамента по контролю за заболеваниями животных и растений (APHIS), отмечает, что без поводка очень часто бегают собаки бойцовых пород, охраняющие нелегальные посадки конопли. "Ни одна собака, убитая в Калифорнии, не была убита случайно. Собак, которые не представляют опасности, мы отпускали после поимки", — добавляет Баннерман.

Разработчики программы "Антихищник" говорят, что случайные убийства составляют менее процента от общего числа убитых из соображений безопасности диких животных, а для домашних питомцев этот показатель еще меньше. Несмотря на огромные (под 200 миллионов долларов) инвестиции в защиту скота, поясняют в Wildlife Services, каждый год хищники убивают порядка 647 тысяч голов, не считая кур и индеек, нанося тем самым ущерб более чем в 137 миллионов долларов ежегодно.

Карсон Бэрилак, федеральный советник Института защиты животных, скептически относится к таким выкладкам: по ее словам, опасность, которую представляют собой дикие животные сильно преувеличена. "Статистика показывает, что нападения хищников относительно мало вредят скоту. В 2010 году такие потери составили менее четверти процента от общего количества скота в стране", — поясняет Бэрилак.

Для владельцев погибших животных искать правовой защиты — трудоемкий и непростой процесс. Даже если они выиграют дело, судебные расходы все равно превыяст размер компенсации. "Суть в том, что федеральное правительство имеет ограниченную ответственность по всем искам об ущербе имуществу или лицам. Правительство знает, что в случае ранения или гибели животного финансовых последствий не будет", — поясняет авокат Даниэль Слоттер.

Для таких семей, как МакКертайн, впрочем, деньги уже ничего не решат. "Это потеря члена семьи. Ты не сможешь просто так забыть это", — заключает Энджел Уокер.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить