Алкоголики устраивают небесные флешмобы

Череда "пьяных" происшествий на российских авиарейсах с участием буйных нетрезвых пассажиров внесла антиалкогольную струю в деятельность Госдумы. Некоторые депутаты высказывают инициативу запретить пронос спиртного на борт лайнеров и его продажу в магазинчиках дьюти-фри. Поможет ли это "успокоить" беспокойных пьющих пассажиров? Вопрос вопросов.

В перелеты, особенно дальние, пассажиры умудряются проносить спиртное самыми диковинными способами. Например, не так давно из аэропорта Пулково прямо в местную больницу был доставлен наклюкавшийся гражданин, которому стало плохо при посадке из-за выпитого в небесах зелья, которое он пронес… в пластмассовой детской игрушке. Видно, китайская химия (а игрушка была именно китайской, как и большинство ныне в России) так эффективно "взаимодействовала" с налитым в цацку спиртным, что товарищ отравился.

Читайте также: Воздушный конфликт крепнет в Рунете

В аэропорту Архангельска в зоне досмотра охрана изъяла у отлетающей в Турцию дамы… инвалидную трость с налитым в нее коньяком. В Домодедово не так давно у жителя Кавказа, отлетающего в Минеральные Воды, отняли… дыню, накачанную алкоголем, как видно, через шприц. Причем подозрение вызвало не поведение мужчины, а то, что сезон-то все-таки не дынный, зима ведь. И здоровенная дыня смотрелась в его бережных руках несколько диковато. И зачем Санкт-Петербурга на юг везти столь южный продукт? Так вот и "раскололи", бедного. Но в самолет его, "обезоруженного", все-таки пустили — пожалели.

Статистика последних недель неприятно поражает количеством "пьяных" инцидентов на борту самолетов. Напоминает безумный флеш-моб, организованный неким тайным "обществом любителей подраться с экипажем". Вспомним лишь некоторые эпизоды.

Компания из 13-ти человек вылетала на отдых из Уфы в Хургаду. В ожидании рейса друзья распивали спиртные напитки, купленные в дьюти-фри. Уже на борту самолета авиакомпании "Уральские авиалинии" молодые люди начали оскорблять находящихся в салоне людей. Бортпроводница обратилась к буйным пассажирам с просьбой успокоиться, но все ее просьбы ребята проигнорировали. Самолет уже выруливал к взлетной полосе, но командир судна решил для общей безопасности высадить хулиганов и развернул самолет. Для того, чтобы высадить молодых людей из самолета, пришлось вызвать сотрудников отдела полиции, так как покидать воздушное судно компания отказалась.

Поддавший дюжий бизнесмен из мирного Поволжья на глазах супруги с маленьким ребенком бьет стюарда по голове и активно рвется в кабину пилотов. Молодой подольский коммерсант вытворяет практически то же самое, но гораздо дольше, по пути в Таиланд. Российский полицейский вынужден залечивать перелом носа после общения с несдержанным клиентом vip-зоны аэропорта Шереметьево.

Пассажир рейса Бангкок-Белгород, наотдыхавшийся до упаду сначала у теплых морей, а потом в зоне дьюти-фри, на борту "Боинга" устроил пьяный дебош, и в результате по прилету на благословенную родину был задержан сотрудниками транспортной полиции. Перечислять подобные эпизоды безумного туристического "флеш-моба" можно до упаду — их стало не просто много, а безумно много…

Как-то автор этих строк летел из Архангельска в Москву, и пилот дважды дал странное объявление: мол, входим в зону турбулентности, не волнуйтесь, пассажиры. И вдруг после этого с сиденья возле туалета встал дюжий мужик и быстро прошел по салону в нос самолета. Мой сосед по креслу заговорщически объяснил: охранника в пилотскую кабину вызвали. Оказывается, у летчиков есть своеобразные "кодовые" фразы для этого.

Потом выяснилось, что в кабину к летчикам ломился нетрезвый пассажир, предлагал любые деньги за "просто посидеть в кресле командира корабля". Пьяного авиапутешественника ловко успокоили, пристегнув ремнями к собственному креслу. Тот для виду поругался, но потом быстро заснул под воздействием выпитого.

Показателен прошлогодний случай в аэропорту Архангельска, когда из самолета пассажирку пришлось увозить на скорой. Его мне рассказала знакомая женщина-врач, отдыхавшая в Турции. В самом конце рейса из Антальи стало очень плохо одной женщине. Стюардесса обратилась к пассажирам: нет ли среди них врача? Встали поначалу двое, моя знакомая услышала призыв стюардессы не сразу. А когда подошла к "поплохевшей" женщине, то сразу поняла, что та, что называется, пьяна в стельку.

Ей оказывали помощь мужчина-дантист и его жена, врач-педиатр — вовсю делали искусственное дыхание, активно "поили" кислородом из бортовой маски. Что, как говорит моя знакомая, терапевт со стажем, пьяным людям не всегда показано. В конце концов женщину откачали уколами из аптечки лайнера. Но после посадки оказалось, что плохо не одной ей, а еще троиммужчинам, скоторыми она провела время перед полетом в уютном буфете дьюти-фри. Отравилась почти халявным зельем (а россияне у как халяву уважают!) целая группа…

В общем, пьянство в воздухе — настоящая проблема. Пьют, впрочем, не только пассажиры. Не так давно завершено расследование крушения АН-28 на Камчатке. В крови двух летчиков была обнаружены следы алкоголя, соответствующие легкой и средней степени опьянения.

Читайте также: Пьяных пилотов - в черные списки

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" Заслуженный летчик Гражданской авиации Николай Семенович Лужин, который несколько десятилетий водил лайнеры исключительно на дальних маршрутах:

— Лично я припомню лишь два-три случая за все годы в советские времена, когда пьяные пассажиры доставляли неприятности экипажу или пассажирам. Тогда пить в воздухе как-то немодно. А вот в последние десятилетия народ словно с цепи сорвался. Появились магазины дьюти-фри, и это, надо думать, "подстегивает" алчущих.

Я ушел на пенсию в 2008 году, и на всю оставшуюся жизнь запомню свой последний чартер в Анталью из Санкт-Петербурга. Еще при посадке в зоне досмотра был обнаружен человек, не вязавший лыка. Его все-таки пропустили на самолет — пожалели. На высоте его "развезло" так, что он, извините, загадил весь проход между креслами, подрался со стюартом и пытался вломиться в нашу пилотскую кабину. А ведь пассажиры летели на отдых — представляете, с какого "веселья" он у них начался?

В конце концов по согласованию с дирекцией нашей авиакомпании пришлось приземлится в Минске, чтобы снять буяна с борта. Что уж там с ним делали местные милиционеры, не знаю… Скажу честно: если в аэропортах ужесточится досмотр пассажиров, а в дьюти-фри перестанут продавать дешевое спиртное (кстати, вопреки распространенному мнению, оно там не всегда высокого качества), это пойдет только на пользу безопасности полета.

Что касается пьянства летчиков… Поверьте, оно все-таки, увы, бывает, хотя и очень редко. Давайте, чтобы не расстраивать читателей дальше — расскажу примечательный случай, связанный с этим явлением.

Кроме пассажирских самолетов, мне в молодости приходилось летать и на самолетах-спасателях в Заполярье. Так у нас была и специальная инструкция по поиску на земле пропавших людей и машин. Да приходилось инструктировать и других летчиков, как обозначить себя на земле в случае крушения их самолета. Были и казусные случаи. Например, на всю жизнь запомнилась надпись на снегу, состоящая из трех "веселых" русских букв каждая длиной около 150 метров!

Кто-то же не поленился, накатать эти огромные буквы, скорее всего на снегоходе, в десяти километрах от ближайшего населенного пункта. Знакомые летчики говорили, что по матерной надписи удобно было "наводиться" при заходе на посадку на местный аэродром. Говорили также, что эту надпись видно аж из космоса. Хорошенькое послание иным цивилизациям! Так и наблюдали летчики эту надпись, пока снег не растаял…".

Ну и напоследок несколько традиционных вопросов, которые часто задают пассажиры самолетов летчикам или стюардессам. Ответы на них также любезно дал Николай Семенович Лужин.

Правда ли, что пилот и второй пилот не должны есть одну и ту же пищу? Оказывается, что да: правила безопасности предписывают при заказе меню выбирать разные горячие блюда, чтобы избежать одновременного отравления.

Для чего нужны манипуляции со шторками — зачем их при посадке открывать? Для того, чтобы при аварийной посадке было видно, какие условия за бортом: нет ли рядом, допустим, огня. А еще чтобы при экстренном вскрытии корпуса аварийного самолета снаружи, например, автогеном, спасатели видели, что в салоне в месте разреза не находится чья-нибудь голова.

Ну и, наконец, почему нельзя сделать на пассажирских самолетах парашюты? А все дело в том, что основная масса авиационных ЧП происходит на взлете и посадке, когда парашютом воспользоваться нельзя из-за недостатка времени и высоты. С высоты самолеты падают редко, но и тогда нельзя воспользоваться парашютом. Во-первых, на скорости 900 километров в час (а примерно с такой скоростью и летают современные лайнеры) благополучно покинуть самолет никак не удастся. Во-вторых, на высоте 10 тысяч метров (а это средняя высота полета лайнеров) давление настолько низкое, что при моментальной разгерметизации люди погибнут практически сразу. Ну, а кто не погибнет, получит ужасную баротравму.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы