Психологи о расстреле юристом Дмитрием Виноградовым своих коллег

Эксперты: "русских Брейвиков" сегодня много

Когда все немного отошли от шока после расстрела Дмитрием Виноградовым своих коллег, многие задумались над причинами трагедии. И невольно возникает вопрос: вот так вот каждый может купить ружье и пойти убивать. Не каждый, конечно, а перешедший определенную грань. И психологи, опрошенные "Правдой.Ру", говорят, что таких людей становится все больше.

Если слушать истории о том, почему Дмитрий Виноградов взял ружье и расстрелял семерых своих коллег, у нормального человека рождается только одна реплика: "это не повод"! Действительно, ссора с девушкой (которая убеждает, что никогда не считала Виноградова своим женихом) — не повод; детские переживания (а их всегда "откапывают" как возможные причины психических расстройств) — не повод тоже; да и злоба на весь окружающий мир, наверное, опять же не причина.

Виноградова окрестили "русским Брейвиком" не за само преступление, а за некий манифест, который молодой человек выложил "Вконтакте" за несколько часов до того, как отправился убивать. "Брейвик" говорит, что давно наблюдает за обществом со стороны и наблюдения подтолкнули его на мысль о том, что люди — зло. "Человечество — раковая опухоль на теле планеты", — пишет Виноградов и добавляет, что ненавидит всех.

Сравнение с норвежским террористом, конечно, притянуто за уши и придумано журналистами. Во-первых, "Манифест" Виноградова занимает две страницы печатного текста (против труда на полторы тысячи листов Андерса Брейвика). Во-вторых, иностранный террорист убил 77 человек. Кроме того, Виноградова можно назвать террористом с довольно большой натяжкой. Впрочем, ни одно ни другое Виноградова не оправдывает. После преступления тихого и "немного не от мира сего" (как о нем говорят коллеги) юриста фармацевтической компании психологи заговорили о целом феномене, который возник в обществе.

Читайте также: Разрешивших Виноградову оружие ждет проверка

По мнению психолога Кирилла Светицкого, произошедшее с Виноградовым указывает на то, что цели общества, к которым это общество должно идти, настолько размыты или отсутствуют, что никто не знает, что делать и как добиваться самореализации. А именно это и пытался сделать Виноградов, который признался, что хотел показать какой он "крутой".

— Нет цели делать что-то для общества, а не для себя, но главное — нет социального ориентира, который бы нас поддерживал, — сказал корреспонденту "Правды.Ру" Светицкий. — До революции все было основано на духовности, после — на идеологии, при позднем коммунизме также было стремление общества идти куда-то. Потом ничего не стало. Виноваты мы сами, ведь мы не ставим никаких общественных целей перед собой, живем для себя. Поэтому, если появится "Брейвик", найдутся и те, кто пойдет за ним и поступит также, появится Джек-потрошитель — найдутся и у него подражатели.

Подобная мысль тревожит многих: найдутся ли те, кто поступит также, как поступил Виноградов? Ведь если верить психологам, "русский Брейвик" уже задал четкий ориентир: можно идти и делать, если сделать уже ничего нельзя. Психологи говорят, что людей, способных повторить преступление Виноградова, огромное количество. Другое дело, что Виноградов дошел до своего предела, а это "огромное количество" — нет. Понятное дело, что дойти до этой самой черты большинство никогда не сможет, но после "Брейвика", скорее всего, мы будем относится друг к другу иначе.

В биографии Виноградова можно прочитать, что парень с юных лет был замкнутым, имел мало друзей и вообще был не похожим на других. Описание, которое подходит для достаточно большого количества людей.

Читайте также: "Русский Брейвик": я ненавижу вас всех!

По мнению члена Европейской ассоциации психотерапии Ирины Обуховой, именно из-за этого в обществе может начаться своеобразная "охота на ведьм".

— Главное, чтобы сейчас не было такой охоты на ведьм, на людей спокойных внешне, не очень контактных, чтобы они не рассматривались теперь как потенциальные убийцы или кто-то еще, — говорит Ирина Обухова. — Не надо впадать в крайности. Вполне естественно, что мы социальные существа, нам очень тяжело вне контакта. Если человек уходит от контакта, ему дискомфортно с людьми. Так или иначе, это все-таки определенная грань диагноза, может быть. Человек не может ничего не чувствовать. Если он чувства подавляет и что-то ему не нравится, что-то раздражает, он это в себе копит до определенного момента, пока не наступит такой взрыв.

Смотрите на видео: Как жить после "русского Брейвика"?

Получается, что "детонатор" для взрыва у каждого свой. Если Виноградов счел, что разрыв с любимой — достаточная причина для массового убийства, это одно. Если кто-то считает, что подрезавший его на дороге водитель заслуживает пули в лоб — это другое. Причины у каждого свои. Вопрос в том, что нас может остановить?

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы взрыв