Дело "Невского экспресса" снова в суде

Верховный суд России 24 сентября приступил к рассмотрению жалобы осужденных по обвинению в теракте. Адвокаты и подсудимые не согласны с приговором Тверского суда и просят более тщательно разобраться в деле. Защитники говорят, что не было найдено доказательств вины их клиентов. Дело о взрыве поезда в 2009 году до сих пор не может окончательно остановиться.

Самые громкие теракты на транспорте

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда приступила к рассмотрению жалобы адвокатов осужденных по делу "Невского экспресса". Рассмотрение началось 24 сентября в девять часов утра. Приговором Тверского суда, который был вынесен в мае этого года, к пожизненному лишению свободы были приговорены Зелимхан Аушев, Бислан, Мурад и Татархан Картоевы. Остальные шестеро фигурантов дела получили по семь и восемь лет колонии. Получившие высшую меру наказания признаны виновными в терроризме, незаконном изготовлении оружия и участии в незаконном бандформировании. После вынесения приговора в Твери, адвокаты осужденных сделали сенсационное заявление. По мнению Мусы Плиева и Татьяны Окушко, теракта и вовсе не было. По их словам, крушение "Невского экспресса" — результат халатности РЖД, которую попытались замаскировать под преступление.

"Вагоны могли сойти с путей из-за неисправности, а не из-за подрыва у железнодорожного полотна", — считают адвокаты.

Читайте также: Памяти жертв железнодорожных аварий

Кроме того, уже во время нахождения дела в Верховном суде адвокаты продолжают настаивать: никто из их подзащитных непричастен к трагедии, а дело попросту сфабриковано.

"Мы заявляем о фактах пыток своих подзащитных во время предварительного следствия, предположительно сотрудниками СКР, — рассказала "Правде.Ру" один из адвокатов осужденных Татьяна Окушко. — В ходе рассмотрения дела выяснилось, что подозреваемые непричастны к подрыву поезда, невиновность подзащитных подтверждается тем, что их не обвиняют ни в перевозке, ни в закладке взрывчатки. Они не пойманы на месте преступления, нет свидетелей, нет улик, подтверждающих какое-либо их отношение к взрыву, они никогда не выезжали за пределы Ингушетии".

Суд над обвиняемыми в теракте проходил в закрытом режиме, и это, как считают адвокаты, косвенно подтверждает то, что дело было сфабриковано.

"Экспертизы либо не проводились вообще, либо их результаты недостоверны, — продолжает Татьяна Окушко. — Полагаем, что на суд оказывали давление СКР и другие спецслужбы, которые "списали" теракт на ингушей. Суд был необъективным, предвзятым, с обвинительным уклоном с самого начала".

Адвокаты обращают внимание на тот факт, что в момент оглашения приговора из совещательной комнаты перед судом вышли гособвинители. Это, как считают защитники, лишнее подтверждение тому, что суд был несвободен в принятии справедливого решения. "Очевидно, что суду было дано какое-то указание не допускать общественность и прессу в зал заседаний, в котором будут проходить слушания по данному делу", — говорят адвокаты.

Поезд "Невский экспресс" выехал из Москвы в Петербург 27 ноября 2009 года. В вагонах поезда находился 661 пассажир. Примерно в 21:45 в 25 километрах от Бологого, произошел подрыв взрывного устройства, которое находилось у железнодорожного полотна. Три вагона поезда сошли с рельсов. В результате теракта погибло 28 пассажиров и более 90 были ранены. Первоначально о причинах крушения говорили с осторожностью. Говоря о теракте, следователи и СМИ оговаривались: "предположительно теракт". При осмотре места крушения была найдена воронка, и произошедшее стали называть именно террористическим актом.

Читайте также: За "Невский экспресс" ответят

В момент крушения скорость поезда составляла 190 километров в час. Большинство из погибших пассажиров ехали в последнем вагоне поезда (вагон №1). Первые десять вагонов не пострадали. Вагоны №2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу. Вагон №1 оторвался от состава, поднялся над рельсами, столкнулся с тремя бетонными опорами линии электропередачи и ударился в откос своей торцевой частью. Именно это обстоятельство, а не взрыв как таковой, называют причиной гибели большинства пассажиров. Подозреваемых в теракте задержали в 2010 году в ингушском селе Экажево. Было арестовано десять человек — по версии следствия, именно они подготовили взрыв. За все время следствия и суда никто из обвиняемых не признал свою вину, а адвокаты настаивали на проведении независимых экспертиз. РЖД предъявили иск на 134 миллиона рублей — в такую сумму ведомство оценило произошедшее. Иск был удовлетворен в отношении четверых осужденных.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...