Почему подъемные краны падают часто?

В селе Воронцовка Полтавского района Омской области во время проведения погрузочных работ рухнул автокран. Упавшей кабиной был придавлен 45-летний крановщик. По предварительным данным, причиной трагедии стали неосторожные действия пострадавшего во время установки бетонной емкости для канализационной системы.

Недавно в Благовещенске упал строительный кран, установленный на площадке строящегося девятиэтажного дома. Серьезно пострадали трое рабочих, граждан Китая. По данным ГУ МЧС России по Амурской области, дом возводила китайская строительная фирма. Строители с помощью двух автокранов вели работы по демонтажу башенного крана грузоподъемностью 80 тонн. Однако расчет нагрузки был сделан неверно, и у одного из автокранов упала стрела. Это и привело уже к падению башенного крана.

В Новосибирске на институтское общежитие упала стрела строительного крана. По сообщению пресс-службы Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, причиной падения стрелы на здание стал сильный порыв ветра. Зданию причинен ущерб, жертв нет.  

В Ульяновске возбуждено уголовное дело по факту июльского инцидента, когда в результате падения строительного крана погибла 37-летняя крановщица. Башенный кран рухнул на стройплощадке в Ленинском районе города. Согласно экспертным заключениям, причиной аварии стали грубейшие нарушения эксплуатации крана. У крана есть специальная задвижка, блокирующая его работу при поднятии груза, вес которого превышает норматив. Так вот у рухнувшего крана эта задвижка отсутствовала, кто-то снял ее. Из-за этого кран потерял устойчивость и опрокинулся.

В Великом Новгороде заместитель главного инженера по капитально-восстановительному ремонту башенных кранов признан виновным в нарушении правил безопасности при ведении ремонтных работ, повлекшем по неосторожности смерть человека. По выводам следователей, он не организовал надлежащим образом ремонт башенного крана, что привело к последующему разрушению его несущей конструкции и крушению. Машинист крана выпал из кабины и при падении получил телесные повреждения, приведшие к смерти. Суд приговорил подсудимого к лишению свободы сроком на один год условно с испытательным сроком два года.

Читайте также: Китайцы умеют быстро строить и падать

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Шмидт:

Фото: AP

"Все правильно, статистика по "падающим кранам" в России может шокировать. И знаете, по-моему, главная причина "крановых" крушений — человеческий фактор. Надо отдать должное контролирующим органам Ростехнадзора: они достаточно дотошно проверяют потенциально опасную технику, их обвести вокруг пальца не удается. А вот людей, которые обязаны контролировать ход работ непосредственно на стройплощадке, очень даже можно.

В моей практике был такой случай: страховая компания отказалась выплачивать материальный ущерб крановщику, получившему инвалидность при переворачивании автокрана (его жизнь и здоровье были застрахованы строительной фирмой). Я защищал интересы пострадавшего крановщика. Страховой компании помогли выиграть дело показания свидетелей и справка из медицинского учреждения: когда крановщик поступил в больницу, его проверили на трезвость. Оказалось, что во время работы он был сильно пьян… И таких дел десятки. Тут уж никакой Ростехнадзор не поможет избежать трагедии.

Могу рассказать о заокеанском примере. Администрация по охране труда США разработала новые правила, касающиеся эксплуатации кранов и подъемного оборудования. Они вступили в силу с 8 ноября 2010 года. Действие новых правил затрагивает 267 тысяч строительных компаний, в которых работает около пяти миллионов сотрудников. Основной упор в новых правилах делается на правилах техники безопасности. Как выяснила администрация, наиболее часто смертельные случаи в "крановой" отрасли связаны с поражением электрическим током, падением элементов кранов с высоты и падением самих кранов. Вот именно с этими "элементами" и связаны новшества в правилах: все сделано для того, чтобы их избежать…

Почему-то есть уверенность, что в США безопасность эксплуатации кранов повысится — там народ более законопослушен, чем у нас. Да и строительные фирмы боятся лишиться лицензии. И в то же время что-то не встречал сообщений о том, что какая-то российская строительная фирма лишилась лицензии из-за падения крана. Да и человеческий фактор опять же…"

Читайте самое интересное в разделе "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить