За "дедов" ответит военный полисмен

Очень скоро в российских вооруженных силах появится институт военной полиции. Отношение к этой инициативе разное. Наиболее оптимистичные либеральные журналисты радуются, что теперь с "дедовщиной" в армии будет уж точно покончено: строгие полисмены спуску армейским хулиганам не дадут. Более пессимистичные и консервативные представители пишущей братии угрюмо комментируют: от греха "дедовщины" избавиться не так просто, как кажется. Все те, кто как бы между ними, просто следят за ситуацией, не торопясь делиться сокровенными мнениями. Время покажет, что к чему.

Но обратимся к истории. Ветераны армии и флота очень часто говорят, что еще в 60-е годы прошлого века "дедовщины" (на флоте — "годковщины") как таковой практически не наблюдалось. Ну, были, конечно, отдельные конфликты старослужащих с молодыми бойцами — как не быть-то! — но массовости это явление так и не набрало. По их мнению, "дедовщина" начала становиться явлением во времена "расцвета застоя".

Кстати, и общая дисциплина в стране, и трудовая, и правовая, по выводам некоторых историков, начала "хромать" тоже именно тогда — в "брежневских" 70-х. Ну, а пик "дедовщины" пришелся на 80-е и "постперестроечные" 90-е: об этом гласит хотя бы статистика происшествий в вооруженных силах СССР и России.

Сейчас "дедовщина" вроде бы пошла на убыль. Во всяком случае, в последнее время сообщений в СМИ о проявлениях "дедовщины" в армии чуть намного меньше. Может командиры научились лучше скрывать нелицеприятные факты, а может прессе эта тема наскучила, но факт в том, что даже в военной прокуратуре уголовных дел по этой "тематике" сейчас заводится меньше. По-видимому, военная полиция в России для того и вводится, чтобы их совсем не было. Тут остается повести себя, как журналисты-середнячки, которые как бы между оптимистами и пессимистами: доживем — увидим.
Главной задачей военной полиции, которая создается в России, станет борьба с дедовщиной в армии, — такое мнение высказал вчера в эфире радиостанции "Эхо Москвы" зампредседателя Комитета Государственной Думы по обороне Игорь Баринов. Он сказал также, что именно неуставные отношения являются причиной массового уклонения от призыва.

Также по теме: Минобороны назвало причины дедовщины в армии

Фото: AP

Ну уж не знаю… Спорить с целым зампредом оборонного комитета, конечно, не приходится, но еще в 2009 году российские социологи назвали в числе главных причин нежелания молодых парней идти на службу назвали их стремление устроиться на порядочную работу, поступить учиться, заняться бизнесом и так далее — то есть, так сказать, были налицо "профессиональные" мотивации уклонения от службы. Страх перед "дедовщиной" оказался лишь на втором месте. Но, тем не менее, "дедовщина" в армии есть, и с ней бороться надо.

Кстати, что-то вроде военной полиции было еще при СССР — это система военных комендатур. Правда, коменданты и их подчиненные следили по традиции в первую очередь за поведением военнослужащих вне части. "Изнутри" призваны были следить за порядком в частях заместители командиров по политической части (в "новорусское время" — по воспитательной работе). Уж как это у них получалось. Кстати, самый-самый пик "статистической" "дедовщины" в армии приходится на начало 90-х. Именно тогда руководство страны пыталось вообще "секвестировать" институт "политических" заместителей. Через несколько лет спохватились и замов вернули.

Институт военной полиции (милиции) предлагалось ввести в армии еще в 1989 году. Споры о необходимости такого института то вспыхивали, то гасли все 90-е. Последний раз подобное предложение было высказано в 2006 году тогдашним президентом Владимиром Путиным. И вот сейчас вроде бы дошло до реализации планов. Некоторые источники указывают, что Указ президента или даже Приказ министра обороны о создании в России военной полиции может быть издан уже до 1 декабря нынешнего года.

Также читайте: Армейский призыв… для девушек и непригодных

Дело серьезное: необходимо принять большое количество новых законодательных актов, определить организационную структуру военной полиции. Военные эксперты предполагают, что, скорее всего, это будут какие-то отдельные, особые подразделения, совершенно не замыкающиеся на командование воинской части, которую они "патрулируют". Предполагается, что военная полиция будет играть, так сказать, "профилактическую роль", то есть предупреждать возможные преступления. Ведь уже совершенными преступлениями занимается военная прокуратура, которую никто сокращать не собирается. Численность российской военной полиции, по предварительным данным, составит около 20 тысяч человек.

Вообще военная полиция сегодня действует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств. И везде опыт положительный. Ну, дай Бог, и у нас от полиции польза будет.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить