Анна колчак: удмуртский талибан

С сегодняшнего дня отключено вещание на государственном телеканале в Удмуртии. Одновременно при личном участии президента республики совершен захват федерального объекта. Администрация президента России в растерянности, и на всякий случай блокируется всякая информация об инциденте.

В четверг в Ижевск, столицу Удмуртии, прибыл "из центра" представитель ВГТРК Никитин, по первоначальной версии в качестве наблюдающего за освещением выборов мэра местной столицы, которые должны состояться 21 октября. Эта практика обычная, и ни у кого не вызвала вопросов.

На выборах основная борьба развернулась между двумя представителями бюрократии - федеральным инспектором Чикуровым (от центра) и исполняющим обязанности мэра Балакиным (от местных). Собственно, это противостояние и послужило причиной последующих событий. Прибывший на "ГТРК-Удмуртия" федеральный Никитин неожиданно достал из широких штанин приказ всем известного г-на Добродеева о его, Никитина, назначении руководителем государственного удмуртского телевидения. Что, надо сказать, было вполне законно по содержанию - телекомпании теперь являются сугубо федеральными объектами,- но довольно необычно по форме. Все-таки начальники редко являются перед своими новыми подчиненными подобно чертику из коробочки. Отчего сотрудники телекомпании заявили, что не будут подчиняться новому руководству до соответствующих распоряжений президента Удмуртии Волкова.

Впрочем, президента на месте не оказалось, и за него напрочь разругался с Никитиным премьер местного правительства. В результате Никитин отбыл в резиденцию федерального инспектора, обязанности которого временно, на период предвыборной кампании г-на Чикурова, исполнял г-н Мусин. Который решил дальнейшие действия отложить на следующий день, благо президент Волков должен был вернуться.

Но Волков вернулся уже ночью, и начал готовить оборону.

Перво-наперво Волков явился утром на местный телецентр и под его личным руководством въездные ворота были заперты на здоровенную железяку. Он же отдал распоряжение никакому Никитину не подчиняться, а руководство осажденным телевидением поручил отстраненному недавно прежнему начальнику Ушакову.

Таким образом, когда новый начальник явился утром на службу, на вахте ему заявили, что пропуск на него не заказан. Удостоверение, которое предъявил Никитин, и которое еще вчера не требовало никаких дополнительных пропусков, на охрану не подействовало.

Спустя некоторое время Никитин явился с и.о.федерального инспектора Мусиным, которого также не пустили. А когда тот попытался предъявить удостоверение с подписью самого Волошина, ему пообещали набить морду и расколотить очки. На нервные и растерянные ссылки на авторитет полпреда президента Кириенко охрана заявила буквально:"А этому ...денышу мы точно очки расколем!"

Аргументов у представителей федерального центра не оказалось и пришлось ретироваться. Жесткая вертикаль федеральной власти, уже было выстроенная и торжественно сданная в эксплуатацию, накренилась и стала напоминать башню телецентра в Вильнюсе. Однако ни местный ОМОН, ни местное ФСБ, ни прочие силовые структуры ничего предпринимать не стали, удерживая твердый нейтралитет. Непросто оказалось рссчитывать и на ОМОН из Нижнего Новгорода, поскольку должность руководителя МВД в Поволжском округе всего два месяца назад занял бывший начальник ГУВД Удмуртии.

Любопытно, что в ходе событий резко вырос вялый рейтинг президента Удмуртии Волкова. Народ заметил, что впервые кто-то вступился за государственную собственность, беззастенчиво растаскиваемую в последние годы. Простым людям невдомек, что г-н Волков вступился за не принадлежащую ему собственность перед законным собственником в лице государства. А госсобственность в Удмуртии растаскивалась главным образом именно людьми, приближенными к Волкову. Тем не менее, прояви Москва чрезмерную жесткость, и народ окажется отнюдь не на стороне федерального центра.

С другой стороны, громогласно заявленное укрепление вертикали власти оказалось обычной профанацией. Любимый полпред Кремля, "киндерсюрприз" Кириенко два месяца назад с треском проиграл губернаторскую кампанию в сердце своего округа, в Нижегородской области. Теперь перед ним стоит реальная перспектива выселения из Нижегородского Кремля, поскольку на резиденцию полпреда, как говорят, уже "положила глаз" всесильная супруга тамошнего губернатора, только что возглавившая управление общественных связей и стоящая перед проблемой размещения его внушительного штата. Стоит ли говорить, что власть полпреда в Татарстане и Башкирии вообще отсутствует как таковая? И если федеральных чиновников в Удмуртии не пускают на федеральные же объекты, то в Татарстане, случись полпреду повздорить с Шаймиевым, пожалуй, даже через границу республики не пропустят. Сколь долго не тряси новеньким, с орлом, российским паспортом.

В силу таких обстоятельств, растерянные чиновники Администрации президента решили пока ограничиться отключением телевещания в мятежной Удмуртии. "ГТРК-Удмуртия" перешло на вещание в дециметровом диапазоне, что еще сильнее поднимет рейтинг борцов за национальную независимость из числа местной бюрократии. Федеральные СМИ по "просьбе" из Кремля молчат об инциденте, так, будто речь идет по меньшей мере о появлении на удмуртском ТВ бен Ладена.

Адекватен, пожалуй, только кандидат в мэры от КПРФ Ануфриев, призвавший обе стороны сохранять остатки здравомыслия и предоставить решение проблемы президенту. Разумеется, Путину, а не Волкову.

Обсудить