40 лет назад на месте гибели «Курска» затонул ПОДВОДНЫй ракетоносец С-80. Ссср поднял Его самостоятельно. Через 7 лет

Сейчас в Баренцевом море ведутся активные работы по подъёму части корпуса атомного подводного ракетоносца «Курск», затонувшего 12 августа 2000 года. Ожидается, что после тщательного изучения фрагментов «Курска» официальная госкомиссия во главе с Ильёй Клебановым назовёт-таки окончательную версию гибели подводной лодки. К операции привлечены голландская компания «Маммут», а также ряд российских и европейских подрядчиков, однако до сих пор у специалистов нет уверенности в успешном исходе операции. Между тем на месте гибели «Курска» уже произошла аналогичная трагедия: на том же самом полигоне Баренцева моря, в том же самом квадрате, 27 января 1961 года затонула подводная лодка С-80 с 68 моряками на борту. Тогда Советскому Союзу удалось поднять её собственными силами.

Ракетная дизель-электрическая подводная лодка типа 644 С-80 вышла в свой последний рейд 25 января 1961 года. Курс – тот же самый полигон, где сейчас покоится затонувший «Курск». Поздним вечером в 23.00 на связь с базой вышел капитан подводного ракетоносца Анатолий Ситарчик, сообщивший, что операция выполнена. На базе дали «добро» на возвращение С-80. Однако в 00.47 связь с лодкой оборвалась… Ракетная субмарина в ту ночь на базу так и не вернулась. На поиски С-80, находившегося где-то на площади в 384 квадратные мили, было отправлено четыре эсминца и спасательная шлюпка. Перед крушением экипажу лодки всё же удалось оставить на поверхности воды аварийный буй. Однако рвущий ветер и шторм не позволили спасательной эскадре обнаружить исчезнувший ракетоносец. Один из эсминцев проплыл совсем рядом от места крушения, в 1,5 морских милях, но пересекать 70 параллель, сразу за которой находилась подводная лодка, он не стал. Лишь через три дня рыбаки обнаружили буй с надписью «С-80», но указать место, где он был найден, никто из них не смог. Дальнейшие поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, так ни к чему и не привели.

Стоит отметить, что даже в случае обнаружения лодки, спасательная эскадра всё равно не смогла бы помочь затонувшим подводникам. Мощную судоподъёмную фирму «ЭПРОН» задолго до трагедии упразднил Никита Хрущёв – «за ненадобностью». После Хрущёв все же выделил средства на спасательные операции подобного рода.

Прошло более семи лет. Во время одного из плановых рейдов 23 июня 1968 года затонувший ракетоносец С-80 был обнаружен спасательным судном «Алтай». Подводная лодка находилась на глубине 196 метров на твёрдом и ровном грунте, немного накренившись вправо. После предварительного обследования спускаемой камерой, правительственная комиссия приняла решение о подъёме субмарины. С этой целью было создано специальное судно «Карпаты», оснащённое устройством для подъёма лодок. Операция была проведена в два этапа. Сначала затонувший ракетоносец был оторван от дна и подвешен на подкильных строповых приспособлениях. После её подтянули до уровня 70 метровой глубины и отбуксировали в бухту Завалишина. Здесь её с помощью традиционных понтонов и тросов подняли на поверхность. На этом этапе лодку едва не взорвали, поскольку, по мнению специалистов, на её борту находились неразорвавшиеся торпеды. Лишь в последний момент было принято решение осушить отсеки и достать тела моряков.

Исследовав корпус, комиссия смогла воспроизвести события того злосчастного вечера. Гибель лодки стала результатом многих трагических совпадений. Выполнив задание, С-80 возвращался на базу при сильном волнении моря (до 6 баллов), находясь при этом в ледяной воде (-5 градусов). В 00.27 лодка неожиданно провалилась ниже перископной глубины, что привело к затоплению шахты подачи воздуха. Обледеневший запорный клапан при аварии не сработал, поскольку подача горячей воды к нему из дизельного отсека была отключена. В этот момент трюмный машинист, вместо того, чтобы закрыть захлопку шахты, открыл другой кран, что привело к усилению потока поступающей воды. Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды.

Далее последовало ещё две трагических ошибки - не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, лодка провалилась на глубину кормой вниз и, утратив подводную непотопляемость, вошла в грунт. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены. Личный состав, находившийся в этих отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в спасательных аппаратах не увенчались успехом.

С тех пор прошло более сорока лет, однако и сегодня участники событий вокруг С-80 по-разному оценивают произошедшее. Один из них – бывший начальник командира С-80, а ныне адмирал флота Георгий Егоров – утверждает, что трагедии можно было избежать. По его словам, он лично отдал приказ о запрете того рокового рейда, поскольку было получено предупреждение о надвигающемся урагане. Однако данный приказ не был выполнен из-за бюрократических проволочек. Этот рейд, по мнению Егорова, был расплатой за слепое стремление выполнить план. Кроме того, Георгий Егоров называет ошибкой передачу управления кораблём Анатолию Ситарчику. Бывшему лейтенанту, а ныне Герою Советского Союза вице-адмиралу запаса Евгению Чернову командир С-80 помнится совершенно другим человеком: «Это был смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его, генерал-авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход...»

Роман ФОМИН

ПРАВДА.Ру

Фото Рейтер. Русская девушка ставит свечу в память о моряках Курска в подмосковной Новой слободе. 13 августа 2001 года

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Санкт-Петербургские ведомости Российские СМИ уже немало писали о съемках голливудского фильма "К-19, оставляющая вдов"

Независимая газета УБИЙЦА "КУРСКА" - АНГЛИЙСКАЯ ЛОДКА "СПЛЕНДИД", НО И ОНА ПОГИБЛА РЯДОМ

"КУРСК" ПОДНИМУТ ВМЕСТЕ С ЕВРОПОЙ

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК. Российская сторона внесла свои предложения еще в 1992 году

К 30-ЛЕТИЮ ГИБЕЛИ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ К-8

Красная Звезда Об аварийности на атомном подводном флоте США

Российская газета ВСПАРЫВАЯ МИРОВОЙ ОКЕАН

СЕКРЕТНЫЙ ФАРВАТЕР РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКИ

Обсудить