Игорь телин: новые подробности ареста сотрудников налоговой полиции

В конце января отдел собственной безопасности управления налоговой полиции РФ, УФСБ РФ и прокуратура республики произвели несколько арестов офицеров налоговой полиции Мордовии. Наиболее громким стало возбуждение уголовного дела по фактам взяточничества начальника Ковылкинского межрайонного отдела налоговой полиции Николая Куторкина. Впервые за всю историю существования налоговой полиции в Мордовии, информация о коррумпированности сотрудников этого ведомства признана официально и стала достоянием гласности. Обращают на себя внимание две подробности. Первое: эти аресты произведены спустя всего несколько недель после отставки со своего поста теперь уже бывшего начальника Управления ФСНП РФ по Мордовии Валерия Миточкина, второе: Мордовия - родина руководителя службы налоговой полиции Российской Федерации Вячеслава Солтаганова. Именно здесь он начинал службу в правоохранительных органах, несколько лет работал министром внутренних дел. Корреспондент ПРАВДЫ.Ру попросил прокомментировать ситуацию и произведенные аресты представителей прокуратуры Мордовии и республиканского управления налоговой полиции.

По словам следователя по особо важным делам прокуратуры Республики Мордовия Евгения Максимочкина, задержание Николая Куторкина связано с подозрением в злоупотреблении служебным положением. В весьма осторожных выражениях, следователь сообщил, что «якобы он в корыстных целях обложил местных предпринимателей своеобразной данью. Ему дарили подарки в надежде на благосклонное решение некоторых вопросов. Следствие проверяет факты, согласно которым начальник отделения смягчал штрафные санкции для «своих» бизнесменов или заменял их на предупреждения». Фактически, Евгений Максимочкин сейчас избегает говорить о взятках, а в качестве примера подношений Куторкину приводит случай, когда ему была продана дорогостоящая вещь менее чем за половину розничной цены.

Нужно заметить, что имя Николая Куторкина уже второй раз в этом году оказывается в центре внимания. Впервые это случилось 6 января, когда в его квартире в городе Ковылкино случился пожар. Первоначально было высказано предположение, что поджог квартиры связан непосредственно с профессиональной деятельностью Куторкина. Но наравне со следственно-оперативной группой местных правоохранительных органов к расследованию причин пожара подключился и отдел безопасности УФСНП. «И для этого были веские причины», - заявил в разговоре с корреспондентом ПРАВДЫ.Ру исполняющий обязанности начальника управления налоговой полиции РФ по РМ Александр Ваганов:

- В принципе, начальник Ковылкинского межрайонного отдела налоговой полиции Николай Куторкин в последнее время не был у нас на хорошем счету. В ноябре 2000 года из Москвы с целью проверки оперативной работы приезжала специальная комиссия, которая вынесла неудовлетворительные оценки его отделу. Нам предписали до конца первого квартала 2001 года произвести в этом отделе кадровые перемещения. Пожар в квартире Куторкиных произошел 6 января. Мы обязаны были выяснить причины случившегося, тем более что вопросам безопасности наших сотрудников мы уделяем большое внимание. А факты подобные этому - пожар в квартире полковника налоговой полиции - настоящее ЧП. Разбирались девятнадцать дней. Тут многое и прояснилось. По нашим оперативным данным, схема поборов выглядела так: Куторкин не трогал ряд коммерческих структур и за это брал материальные ценности. Хочу подчеркнуть: выявлять нечистых на руку сотрудников тоже задача нашего управления, Над этими вопросами мы работаем с первых дней по всему личному составу.

Как стало известно корреспонденту ПРАВДЫ.Ру из неофициальных источников, Куторкин давно уже был на подозрении у соответствующих служб. И хотя сейчас еще рано говорить в утвердительной форме о причинах пожара в Ковылкино, не исключено, что квартиру поджег сам Куторкин. По словам начальника отдела безопасности и борьбы с коррупцией Управления ФСНП РФ по РМ Валерия Теленкова, сделать это он мог для получения своеобразной «страховки»:

- Первоначально версий о поджоге было четыре. Во-первых, месть за поборы. Вторая - потому что хорошо работал. Но эта версия тоже «не прошла»: за прошлый год отделом Куторкина было доначислено всего 18 тысячрублей. За эту сумму вряд ли кто мог пойти на такое выяснение отношений с налоговым полицейским такого уровня. Третья версия - поджог по причине не связанной со службой. И, наконец, четвертая - бытовая - версия, ведь пожарные сказали нам сразу, что пожар начался на кухне из-за возгорания бытового прибора. После того как сгорела квартира, Куторкин начал готовиться к ремонту, что вполне естественно. Однако, как нам известно, он хотел отремонтировать квартиру, не заплатив ни копейки. Каким образом? Да собирать деньги на ремонт квартиры с местных предпринимателей. Своеобразная страховка, понимаете ли. Характерная деталь: когда мы приехали к нему на обыск, то встретили людей, которые заносили в подъезд новую мебель. Бывший с нами следователь республиканской прокуратуры спросил у них: «Вы кому несете?» - «Куторкину». - «А сколько все это стоит?» - «Да он никогда не платит...»

ПРАВДА.Ру : - Если это не является большим секретом, несколько слов об обстоятельствах оперативной разработки по Куторкину и о его аресте.

Теленков : - В этом деле мы достаточно тесно сотрудничали с Управлением ФСБ. Причем, это не первая наша совместная оперативная разработка. После пожара, случившегося в квартире Куторкина, приехав в Ковылкино, мы - сотрудники налоговой полиции, Федеральной службы безопасности и прокуратуры республики - легализовали себя не сразу. Стали жить инкогнито. Ближе познакомились с местными предпринимателями. Так была добыта информация, что руководитель нашего отдела не чист на руку, более того, в этом районном центре есть люди, которые доведены его поборами до отчаяния и готовы написать заявление. Заявление и написали - директор ювелирного магазина и директор хозяйственного магазина. Особенно обижена на Куторкина была директор ювелирного магазина - долгое время он брал у нее золото, не возвращая. Вначале Куторкин действовал осторожно, он ведь сам бывший следователь. По словам заявителей, за вещи он расплачивался частично. Но всегда говорил, что деньги отдаст потом. Денег в качестве взяток Куторкин не брал. После пожара он активизировал поборы. Когда мы пришли к нему с обыском и открыли его гараж, там был целый склад: холодильник, газовая плита, кондиционер. Происхождение их Куторкии объяснить затрудняется. Золото он хранил в гаражном сейфе: цепочки, кулоны, серьги, происхождение их он также не может объяснить.

Республиканская прокуратура возбудила против полковника Куторкина уголовное дело по признакам статьи 285 УК РФ, которая расшифровывается как «злоупотребление должностными полномочиями».

Второй случай ареста сотрудников налоговой полиции также получил достаточно большой резонанс в Мордовии, даже не смотря на то, что и звания у них пониже и должности они занимают не столь заметные. Предыстория случившегося такова: в Управление ФСБ РФ по Мордовии обратился представитель крупной саранской фирмы с заявлением о том, что у них вымогают взятку в размере 50 тысяч рублей сотрудники налоговой полиции. Якобы полицейские взамен обещали обеспечить «крышу» этой фирме. Сотрудники ФСБ пометили денежные купюры специальным фосфорицирующим составом, и коммерсанты назначили вымогателям встречу на одной из центральных улиц Саранска. Арест был произведен в момент передачи денег и был снят на фото- и видеопленку. На сотрудника налоговой полиции - майора по званию - тут же надели наручники и препроводили в следственный изолятор УФСБ. Вскоре там же оказались двое друзей задержанного, которые тоже являются майорами налоговой полиции, один из них служит в отделе по охране физических лиц, а двое других - в оперативном отделе. Пока имена полицейских держатся в тайне.

В отношении всех троих офицеров начато уголовное преследование по обвинению в получении взятки в крупном размере - статья 290 УК РФ. Им грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет с конфискацией имущества.

По поводу можно сказать, что массового, задержания сотрудников мордовского Управления ФСНП РФ, следователь по особо важным делам прокуратуры республики Евгений Максимочкин подчеркнул, что «эпизоды в Ковылкино и Саранске не связаны между собой и совпадают только по времени».

Обсудить