Легендарный Корвалан: несгибаемый коммунист, символ эпохи, законодатель моды

Из Чили 21 июля пришла новость о кончине легендарного политика, многолетнего генерального секретаря местной Коммунистической партии Луиса Корвалана.

Один из самых знаменитых коммунистов Южной Америки (разве что аргентинец Эрнесто Че Гевара снискал более широкую славу) умер в Сантьяго, не дожив менее двух месяцев до своего 94-летия. Некоторое время назад Корвалана госпитализировали из-за проблем с бронхами. Но стал ли причиной смерти этот недуг - пока не сообщается.

Луис Альберто Корвалан Кастильо родился 14 сентября 1916 года в деревне Пельо недалеко от городе Пуэрто-Монт на юге Чили. Его отец был учителем, мать - крестьянкой. Семья была бедной, и это обстоятельство во многом определило тот факт, что Корвалан увлёкся коммунистической идеей, в основе которой лежит представление о всеобщей социальной справедливости.

В 15-летнем возрасте Корвалан поступил в педагогическое училище, а уже спустя год стал членом Коммунистической партии. По окончании учебного заведения пошёл работать по специальности, но продержался на своём месте не более года. Его уволили по политическим причинам.

Без дела молодой человек не сидел. Во второй половине 1930-х гг. Корвалан по заданию руководства партии сначала трудился в Союзе коммунистической молодёжи, а затем занялся журналистикой. Поначалу печатался в газете "Народный фронт", с 1940 года отвечал за публикации на профсоюзную тему в центральном печатном органе Компартии - газете "Сигло". В 1946 году он возглавил это издание.

Журналистская деятельность Корвалана поспособствовала росту рядов партии. Его пропагандистские способности были оценены по достоинству, и уже в 1948 году он возглавил отдел пропаганды Центрального комитета Компартии Чили. В этот момент партия находилась в подполье, и Корвалану поручили ответственейшую задачу - руководить выпуском всех подпольных изданий.

В таких условиях деятельность Корвалана привлекла внимание полиции и спецслужб Чили. В 1950 году его арестовывают и отправляют на несколько месяцев в ссылку. В 1956 году история повторилась - на сей раз его на некоторое время заключили в концлагерь Писагуа.

Но скитание по лагерям и ссылкам только укрепили авторитет Корвалана среди соратников. Его партийная карьера в 1950-е гг. стремительно шла в гору (если, конечно, такое выражение можно применить к организации, находящейся в подполье). В 1952 году Корвалан избран членом ЦК, спустя четыре года - в Секретариат ЦК (аналог советского Политбюро). Наконец, в 1958 году он стал генеральным секретарём Компартии Чили. Этот пост Корвалан занимал 31 год.

Фото: AP

В начале 1960-х гг. политические условия в Чили претерпели изменения. Компартия вышла из подполья и получила право существовать на законных основаниях. Корвалан долгие годы был сенатором. Примечательно, что в то время никаким радикалом он не считался, ибо выступал за установление в Чили социализма мирным путём.

Новый поворот в его судьбе и судьбе возглавляемой им партии случился в 1970 году, когда к власти в Чили пришёл левый президент Сальвадор Альенде. Он сформировал широкую левоцентристскую коалицию, куда вошли коммунисты, социалисты, радикалы. Начал проводить реформы, пытаясь уменьшить существовавшую в Чили огромнуюсоциальнуюпропасть.Корваландеятельность Альенде поддерживал.

Однако многие реформы показались значительной части народа слишком радикальными. К тому же настроенная антикоммунистически армейская верхушка приняла решение остановить, как им казалось, превращение Чили во вторую Кубу. 11 сентября 1973 года командующий вооружёнными силами Аугусто Пиночет при немалой помощи США произвёл военный переворот. Президент Альенде был убит, а в стране на целых 16 лет установилась диктатура.

Читайте: Сальдо Пиночета

Одним из первых политиков, которого Пиночет подверг репрессиям, был Луис Корвалан. Осенью 1973 года он был арестован. Сначала его отправили в один из самых страшных концлагерей страны на острове Досон. Затем в течение трёх лет он успел побывать узником ещё двух лагерей. После чего пришла долгожданная свобода...

Советский Союз и другие соцстраны все три года, проведённые Корваланом в лагерях, устраивали акции в его защиту. Наконец, в декабре 1976 года политика удалось освободить. Его обменяли на советского диссидента Владимира Буковского, которого часто называли "хулиганом". После чего в СССР родилось не очень приличное четверостишье "Обменяли хулигана на Луиса Корвалана...".

Советский Союз принял чилийского коммуниста с распростёртыми объятьями. Он несколько раз встречался с Леонидом Ильичом Брежневым, крепко обнимавшим соратника. Корвалан жил в Москве, в Протопоповском переулке, занимая две квартиры  престижном номенклатурном доме. Возле дверей круглосуточно дежурила охрана.

Главный чилийский коммунист часто появлялся на советских телеэкранах. Он даже стал в некотором смысле законодателем... женской моды. Корвалан любил щеголять в традиционной чилийской одежде - пончо. Вслед за ним такие же наряды решили себе пошить многие советские модницы.

Фото: AP

В 1983 году было принято решение вернуть Корвалана на родину. В одной из советских больниц ему провели операцию по изменению внешности, выдали фальшивые документы, с которыми он и вернулся в Чили. Спустя шесть лет Корвалан легализовался, и "вернулся в страну" уже официально. Благо, условия к этому располагали. Период диктатуры подошёл к концу, и Пиночет принял решение уйти от власти.

В 1989 году закончилась и активная политическая карьера Корвалана. Он перестал быть генсеком Компартии Чили, и последние 20 лет своей жизни прожил с семьёй в своём доме в Сантьяго. Он тяжело переживал крах мировой системы социализма и распад СССР. В 1995 году написал книгу "Крушение советской власти". Своим коммунистическим убеждениям он не изменял до последних дней и этим снискал уважение не только соратников по борьбе, но и политических противников.

В последние десять лет жизни Корвалан часто болел. Но перед ним стояла последняя глобальная цель. По его признанию, он очень хотел пережить своего злейшего врага - Аугусто Пиночета. С этой задачей он справился, пережив диктатора на пять лет.

Имя Корвалана стало легендарным ещё при жизни. Он стал таким же олицетворением истории Чили (да и всей Латинской Америки) ХХ века, как Пиночет и Альенде. А какое ему достанется место в этой истории - через какое-то время определит уже новое поколение чилийцев.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить