За кем останутся Фолкленды?

Отношения между Аргентиной и Великобританией вновь накалились. И снова из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. 10 октября Буэнос-Айрес выразил Лондону протест в связи с планами последнего провести на архипелаге военные учения.

Президент Аргентины Кристина Киршнер распорядилась вызвать посла Великобритании в аргентинский МИД, потребовав отменить их. По её словам, проведение учений с "использованием ракет" является "милитаризацией Южной Атлантики" и нарушением резолюций ООН.

Особое возмущение главы государства вызвало то, что маневры будут проходить "всего лишь в 775 км" от самого южного города страны Ушуая, являющегося столицей провинции Огненная Земля.

По словам Кристины Киршнер, действия Лондона - ничто иное как проявление "типичного колониализма XIX века, анахроничное использование силы в нарушение международного права" и "яркий пример двойных стандартов". "Вывод: пираты навсегда?" - вопрошает президент.

Кроме того, в ноте протеста, заявленной аргентинским МИД, говорится о том, что милитаристские игрища Лондона могут "спровоцировать гонку вооружений в регионе".

Напомним, что нынешнее обострение Фолклендского вопроса не в последнюю очередь связано с обнаружением на шельфе Мальвин крупных запасов нефти. На протяжении 2010 г. Аргентина неоднократно выражала протесты в связи с тем, что англичане предоставили иностранным энергетическим компаниям право на разведочное бурение. Буэнос-Айрес даже угрожал задерживать корабли тех структур, которые ведут в регионе хозяйственную деятельность без его разрешения.

Кроме того, этот архипелаг имеет стратегическое значение. Во-первых, тот, кто им владеет, автоматически контролирует маршрут из Атлантического океана в Тихий. Во-вторых, обладая портами с развитой инфраструктурой, Мальвины автоматически являются плацдармом для будущего освоения Аргентины. Причем как Лондон, так и Буэнос-Айрес претендуют на солидные куски пока что еще "Ледяного" континента.

После проигранной аргентинцами в 1982 г. Фолклендской войны острова были объявлены заморской территорией Великобритании. Однако Аргентина не смирилась с потерей и продолжает отстаивать территориальную принадлежность островов, как и их название "Мальвинские острова" в противовес британскому названию "Фолклендские острова".

Аргентина считает, что архипелаг принадлежит ей на том основании, что его-де открыл еще в 1520 г. испанский капитан Эстебан Гомес. Дело в том, что эта страна является законным правопреемником Испании после краха испанской колониальной империи в Южной Америке.

Фото: AP

Аргументы англичан, которые в 1833 г. захватили Мальвины силой, на первый взгляд, гораздо слабее: по утверждениям Лондона, архипелаг открыл в 1592 г. британский мореплаватель Джон Дэвис. Особый упор делается на то, в 1690 г. именно английский капитан Стронг установил, что это не один остров, как считалось ранее, а группа. А раз так, то все права на владение архипелагом принадлежат Великобритании.

Как бы там ни было, но проблема вновь обострилась. Как будут развиваться дальнейшие события вокруг спорного архипелага? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил заместитель директора Института Латинской Америки Борис Мартынов. 

- Вокруг островов сложилась ситуация, не позволяющая разрешить вопрос юридически. Дело в том, что здесь сталкиваются два основополагающих принципа - территориальной целостности и самоопределения. Англичане склонны признать, что в 1833 г. поступилинехорошо, когда воспользовались внутриаргентинскими неурядицами и захватили Мальвинские острова. Но Аргентина, исходящая из принципа соблюдения территориальной целостности, как не пытается добиться пересмотра этой несправедливости с помощью международных инстанций, ничего у нее не выходит.

Читайте также: Аргентина вернет Фолкленды силой?

Великобритания апеллирует здесь к принципу права нации на самоопределение. А как известно, население островов (до 12 тысяч человек), представленное в основном потомками англичан, называющие себя келтерами, уходить из-под британской власти не хотят. Это наглядно показали проводимые там референдумы.

- Неужели нет никакого рецепта решения проблемы? 

- Дело в том, что проблема не замыкается на одних только Фолклендах. Это далеко не единственный пример бессилия современного международного права в разрешении острых конфликтов современности. И существующие в нем противоречия дали множество метастаз. Нагорный Карабах, Косово - вот далеко не полный перечень конфликтов, при решении которых международное право оказалось бессильно.

Напомню, что во многом подобные противоречия наблюдаются в связи с провозглашенными почти в одно и тоже время 14 принципами Вудро Вильсона и ленинским "Декретом о мире".

И пока никто не смог установить главенство одного из этих принципов. К тому же проблема более многогранна, чем кажется на первый взгляд. Взять, к примеру, принцип "свободы нации на самоопределение". Но как зафиксировать юридически, что такое нация?

- Способны ли договориться между собой Великобритания и Аргентина? Каковы перспективы возобновления конфликта?

- Пока говорить о новом военном противостоянии нельзя. Своего рода индикатором является то, что стороны всё же сохраняют дипломатические отношения. К военному реваншу Аргентина явно не готова. Для этого пока нет необходимых условий. В том числе и потому, что она сильно подотстала по сравнению с Великобританией в военном плане.

Фото: AP

Но и договориться они тоже не могут. В сложившейся ситуации сдача Фолклендов аргентинцам выглядела бы у англичан как национальная катастрофа. Замечу, что победа 1982 г. до сих пор является в Великобритании предметом необычайной гордости.

- Однако по сравнению с 1982 г. Аргентина находится в более выигрышном положении. Страны Латинской Америки заявили о поддержке ее требований по Мальвинам, равно как и стратегический партнер Великобритании - США - в последнее время заявлял о том, что он не будет вмешиваться в это противостояние...

- С одной стороны, США всегда умели красиво и легко сдать своих союзников по всему миру. Однако здесь немного другое дело. С Великобританией их связывает гораздо большее, чем просто союзнические отношения. У них наблюдается так называемый "цивилизационный тандем", характеризуемый идентичной идеологией и психологией. Впрочем, и Латинская Америка в последнее время начинает демонстрировать приверженность цивилизационной общности. В том числе и по вопросу отношений с другими странами. И ключевую роль здесь играет не Аргентина, а Бразилия, являющаяся самой мощной державой региона, причем её президент Лула высказал аргентинцам поддержку.                        

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить