Белоэмигранты в мечтах о свержении коммунистов добрались до Таити

Судьба забросила белоэмигрантов на Таити

Куда только ни забрасывала судьба русских белоэмигрантов! Десятки и сотни тысяч русских, бежавших в годы революции и Гражданской войны за пределы России, разъехались по всем странам, не исключая самые дальние уголки мира. Особый интерес в этой связи представляет эпопея генералов Иннокентия Смолина и Максима Леонтьева, которых судьба 75 лет назад забросила в далекую Французскую Полинезию, где потомки последнего достигли таких высот, которые и не снились большинству французов.

Напомним, что до революции основатель этой династии, генерал Максим Леонтьев, находился на разных должностях при российском Генштабе, а также достаточно длительный срок был военным агентом (атташе) в разных странах, включая Болгарию, Грецию, Турцию, Чехословакию. Ранее некоторые историки заявляли о том, что он не является белогвардейским генералом, поскольку якобы не участвовал в Гражданской войне и, пока белые дрались с красными, он преспокойно сидел в других странах. Однако это не так. Например, военным атташе в Прагу его назначил в 1920 году сам Врангель.

С середины 1920-х годов бывший военный агент жил во Франции, на Лазурном берегу. В отличие от большинства белоэмигрантов не бедствовал и на сэкономленные во время непыльной службы деньги открыл в Монте-Карло и Ницце рестораны.

Читайте также: Океания вспоминает русского Гогена

А в 1936 году он неожиданно и очень быстро для многих сорвался со всей своей семьей в самый дальний угол земли — на Таити. Да еще прихватив с собой семью и генерала Иннокентия Смолина, прославившегося во время сибирской эпопеи Колчака и особенно во время обороны Приморья в 1922 году. К ним присоединились и другие их товарищи — офицеры Попов и Мироманов.

В белоэмиграции столь поспешное и стремительное бегство боевого генерала, прославившегося своими действиями во время Первой мировой войны, не осталось незамеченным. Можно, конечно, предположить, что дела у Леонтьева к середине 1930-х годов не заладились, поскольку, например, организованная им платная библиотека себя не оправдала. Впрочем, кажется, этот генерал особенно не бедствовал и в период охватившей мир Великой депрессии. Тем более, что добраться семьей до Французской Полинезии — удовольствие недешевое.

Даже сейчас попасть туда дорого и непросто, а в те времена и подавно. Переезд семьей стоил едва ли не целого состояния. Что же заставило целую группу пойти на столь странный шаг? Это сейчас нам преподносят Французскую Полинезию как рай земной, но тогда она была далеко не лучшей колонией Парижа, находящейся, к тому же, вдали от цивилизации.

Читайте также: Ядерные тайны Французской Полинезии

Согласно откровениям детей и внуков Максима Леонтьева, сделать это ему посоветовало само французское правительство, обеспокоенное активизацией в стране большевистских агентов, уничтожавших и похищавших лидеров белоэмиграции и якобы готовившихся нейтрализовать и его, как одного из организаторов важной антисоветской организации "Лига возрождения России". Правда, на общем белоэмигрантском фоне к середине 1930-х годов она не фигурировала в качестве одной из главных и не выглядела особенно "боевой".

Правда, следует напомнить, что с начала 1920-х до середины 1930-х годов белоэмиграция лишилась нескольких видных своих представителей. Самыми яркими моментами были убийство в 1923 году генерала Покровского и похищение лидера РОВС генерала Кутепова, организатора и вдохновителя боевых дружин белоэмигрантов, пытавшихся сражаться против коммунистов в самом СССР. Ранее при таинственных обстоятельствах пропал и занимавшийся при РОВС секретными связями с антикоммунистическим подпольем в России генерал Н.А. Монкевиц.

Очень странными, по мнению белоэмигрантов, выглядели смерти Врангеля, а также генералов Гусельщикова и Климовича. Первый, будучи авторитетным вождем противников большевизма, очень мешал большевикам, резко выступая против каких бы то ни было отношений с организацией "Трест", созданной усилиями ГПУ для разгрома белоэмиграции, и жестко критикуя за излишнюю доверчивость Кутепова.

Читайте также: Затерянные острова Океании манят океаном возможностей

Гусельщиков, сильно докучавший коммунистам засылкой своих агентов на Северный Кавказ, также имел все основания получить ответный удар. И наконец, последний, еще со времен Добровольческой армии занимавшийся у Деникина спецслужбистской работой, также мешал действиям красных агентов, пробиравшихся к самым вершинам РОВС. Целаясерия покушений в середине1930-х годов была предпринята в отношении лидеров организации НТСНП.

Однако ни Леонтьев, ни Смолин, ни прочие их друзья, отправившиеся с ними в дальний путь, в продолжении борьбы с коммунистами, в том числе и в подпольной работе, кажется, особо замечены не были. Тот же Смолин, хотя он и сохранил непримиримое отношение к Советской власти почти до конца своей жизни, работал жокеем в клубе и особенно яркой деятельностью в серьезных белогвардейских организациях не отметился.

Тем более, что уехали они на Таити в 1936 году, когда страсти с исчезновением Кутепова немного улеглись, а до похищения Миллера, взбудоражившего всю Европу, оставался год. Что же вызвало такое странное групповое бегство явно нетрусливых генералов от цивилизации на край земли? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился автор многих книг о работе советских спецслужб Александр Колпакиди:

"Из всей этой компании в наибольшей степени интересна фигура Максима Леонтьева. И хотя у меня нет четких данных, свидетельствующих об активном участии его самого и данной организации  в борьбе против Советской власти в 1920-1930-е годы, существуют серьезные подозрения по поводу того, чем он тогда занимался.

Как и все военные атташе, он прежде вел особую тайную работу, о которой известно очень немного. В любом случае, так или иначе он соприкасался в той или иной мере с иностранными спецслужбами, которые никогда не упускали возможности использовать таких людей в своих интересах.

Читайте также: Россия возвращается в Океанию

С другой стороны, что представляла собой та самая "Лига возрождения России"? Точных данных относительно ее деятельности нет. Крайне мало и архивных документов, где она упоминается. Ясно лишь, что это очень небольшая организация. Можно, конечно, предположить, что несколько белогвардейцев, сидя в ресторане, вдруг вспомнили про Россию и решили создать для борьбы за ее светлое будущее очередной союз и благополучно о нем забыли. Но есть и другой вариант: именно такие структуры вызывали в 1930-е годы повышенный интерес чекистов.

Дело в том, что после провала "Треста" (когда ГПУ одурачило не только РОВС, но и спецслужбы Финляндии, Эстонии, Польши, Чехословакии, Румынии, Великобритании, Франции и других, которые активно взаимодействовали с белогвардейцами, желавшими продолжения борьбы против Советов) те из белых, кто были поумнее, пошли другим путем.

А именно — по созданию небольших законспирированных организаций, проникнуть в которые со стороны было чрезвычайно трудно в отличие от того же насквозь инфильтрованного чекистской агентурой РОВСа.

И вообще, тема борьбы белоэмигрантов против Советской власти в межвоенный период изучена крайне слабо. В лучшем случае, кроме РОВСа освещена деятельность еще и "Братства русской правды". Но что, например, мы знаем об организациях Алексинского, есаула Яковлева и т.д.? Да почти ничего. Так же и с этой "Лигой". Просто мощному аппарату советских спецслужб даже при таком раскладе белогвардейцы противостоять не могли. Так что нельзя исключать, что после краха надежд на организацию рабочего подполья внутри Советской России и очередного "весеннего похода" Леонтьев со товарищи решил действительно перебраться туда, откуда выловить его было бы проблематично".

Вполне возможно, что эксперт прав. Дело в том, что к середине 1930-х годов в белоэмигрантской среде кипели склоки, обусловленные подрывной работой советских спецслужб. Достаточно привести в пример деятельность так называемой "Внутренней линии", бросившей тень не только на печально знаменитого Н.В. Скоблина, но и на таких заслуженных, казалось бы, генералов, как Ф.Ф. Абрамов и П.Н. Шатилов.

Для тех, кто наблюдал подобное разложение и провалы забрасываемых из Финляндии и Румынии агентов, но кто не хотел примириться с торжеством интриганов вокруг РОВСа, желая участвовать в активной борьбе против СССР, выход виделся в самостоятельных действиях.

Впрочем, борьба с мощным аппаратом советских спецслужб оказалась им не под силу. И действительно, вполне логичным после ощущения собственной беспомощности было бы удалиться от парижских белоэмигрантских страстей подальше.

Однако на этом история белогвардейцев в Океании не заканчивается. Потомки Максима Леонтьева сделали во Французской Полинезии блестящую карьеру. Но это уже тема другой статьи.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить