Россия возвращается в Океанию

Россия возвращается в Океанию, в открытии и исследовании которой принимали активное участие русские моряки. Это символизирует и подготовка к открытию в островном государстве Вануату памятника российскому вице-адмиралу В.М. Головнину. На Западе активно проводится тезис о том, что Россия «подавляет малые государства и что они её боятся». Но, исходя из примера российско-вануатинских отношений, эта версия не выдерживает критики. Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует фактически исполняющий роль российского представителя в Вануату Николай Мишутушкин.

Россия должна вернуться в Океанию, в исследовании и открытии которой она принимала активное участие. И плацдармом для этого может стать небольшое островное государство Вануату, расположенное на расстоянии в тысячу километров к северо-востоку от Австралии.

Напомним, что эта небольшая страна, являющаяся непостоянным членом Совета Безопасности ООН, в последнее время поддерживает Россию по всем стратегическим вопросам, начиная с Карабахской проблемы и кончая Косовской проблемой. Стоит заметить, что от голосов стран, имеющих подобный статус, во многом зависит исход при рассмотрении той или иной проблемы.

Всё это не случайно: в подобном поведении далёкого Вануату наглядно просматривается возрождение мощи России. Таким образом, негласно она уже вернулась в ту самую Океанию, которую когда-то открывала. В немалой степени этому способствуют потомок белоэмигрантов Николай Мишутушкин, фактически исполняющий роль российского посла в этой стране и «русский полинезиец» Алое Пилиоко.

Стоит напомнить и о том, что в июле 2009 г. исполняется круглая дата – 200 лет со дня установления первого контакта между Россией и Вануату. В этой связи Николай Мишутушкин и Алое Пилиоко готовят торжества, в ходе которых в столице Порт-Вила будет установлен памятник самому Головнину. Кроме того, планируется пригласить на празднество для символичного повторения установления первых контактов российского парусника вроде знаменитых «Крузенштерна» или «Паллады».

Напомним, что В.М. Головнин вписал своими плаваниями немало героических страниц в эпоху великих географических открытий на Тихом океане. Фактически её начали в XVIII веке российские мореходы Витус Беринг и Алексей Чириков, исследовавшие северную часть Тихого океана, в том числе и Аляску.

Их знамя подхватили Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Их экспедиция на шлюпах «Надежда» и «Нева» в 1803–05 гг., во время которой было открыто несколько островов, впоследствии названных их именами вошла в историю мирового мореплавания. Это острова архипелагов Туамоту и на Маршалах. Также продуктивным в плане географических открытий было кругосветное плавание Леонтия Гагемейстера в 1806–1810 гг.

В 1815–1818 гг. очередное кругосветное путешествие на бриге "Рюрик" совершил О.Е. Коцебу, открывший новые острова в архипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых островов и др. В 1819–1821 гг. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» исследовали берега Антарктиды.В своём комментарии «Правде.Ру» Николай Мишутушкин, фактически исполняющий роль российского посла в столице последнего Порт-Вила, заявил: «В июле 1809 г. на острова Новые Гебриды (сегодня государство Вануату) спустя через 30 лет после появления там английского путешественника Кука прибыла экспедиция лейтенанта В.М. Головнина, сильно нуждавшаяся в пополнении запасов воды и еды. Островитяне охотно торговали с русскими и помогли им запастись необходимыми запасами еды и воды. Пробыв на острове Тана всего каких-то пять дней, экипаж Головнина установил с островитянами добрые отношения, показав пример общения с представителями иных народностей другим европейцам».

В этом российские мореплаватели сильно отличались от англичан. Если путешественник Форстер, сопровождавший Кука, пишет, что жители Таны желали, чтобы англичане поскорее их оставили, и считали по пальцам дни, когда они должны уйти, то Головнин писал, что «к нам они были расположены иначе и желали, чтоб мы подолее у них остались» и во время их ухода плакали.

Причина такого неоднозначного отношения к казалось бы, очень похожим друг на друга белым людям кроется в восприятии туземцев и их отношении к ним. Так, Головнин писал: «Кук приказал по обеим сторонам пути вколотить колья и протянуть веревки, оставив дорогу сажен на 25 или на 30 в ширину, по которой его люди могли бы ходить безопасно, ибо жителям он запретил переступать через означенные веревками пределы. Но я не употреблял сей предосторожности».

Кроме того, по словам Головнина, «Кук требовал, чтобы они, подходя к ним, положили свое оружие. Мы от них сего не требовали. Жители, уверившись в нашем расположении миролюбивом, приходили к нам безоружными».

При этом некоторые из островитян грозили англичанам копьями и в ряде случаев даже вызывали их на бой. В то же время, по свидетельству Головнина, «Нам они никаких угроз не делали».

Дело в том, что чопорные англичане изначально были настроены к аборигенам подозрительно. Так, путешественник Форстер пишет: «есть (у аборигенов) такие лица, которые означают дурное расположение сердца и злобу». Однако Головнин говорит совсем иное: «нам не удалось видеть ни одного человека, который имел бы злобную физиономию».

В 1817–1819 гг. Головнин возглавил еще одно кругосветное путешествие на шлюпе "Камчатка", в ходе которого произвел многочисленные исследования в Тихом океане.

В.М. Головнин заслуживает внимания и по другой причине, как выдающийся исследователь северной, российской части Тихого океана, в частности, Охотского моря, Камчатки и Курильских островов, много сделавший для изучения Японии, что он умудрялся делать, отсидев свыше двух лет в японском плену.

Однако жители далекого Вануату благодарны России не только за то, что белые люди отнеслись к ним как к равным. В своем комментарии «Правде.Ру» Николай Мишутушкин заметил: «не менее заметную роль в налаживании добрых отношений между народами России и Вануату сыграл знаменитый исследователь Миклухо-Маклай, который в 1860-70е гг. неоднократно выступал в защиту «черных дроздов», как называли жителей последнего и протестовал против действий колонизаторов, вывозящих туземцев на австралийские плантации сахарного тростника».

Заметим, что сегодня население Вануату составляет четверть миллиона человек, тогда как полтора столетия назад оно насчитывало, по разным данным от 800 тысяч до двух миллионов. В большинстве случаев увезенные в рабство островитяне погибали от бесчеловечного обращения и от эпидемий. И как знать, сколько бы их было сегодня, если бы не заступничество Миклухо-Маклая?

Об этом на далеком архипелаге не забыли и потому установке памятника в честь русских моряков местные власти не только не препятствуют, но и активно помогают. Однако усилий Николая Мишутушкина и Алое Пилиоко мало.

От России всё же следовало бы ожидать более активных действий в этом направлении. Так, несмотря на официальное обращение за содействием к российскому послу в Австралии, через которую в последнее время и происходило сношение России и Вануату, никакой реакции на это не последовало. Кроме того, без финансовой поддержки российских бизнес-структур организаторам торжества придётся ограничиться лишь скромным бюстом. Впрочем, фигура В.М. Головнина, так много сделавшего для России, заслуживает куда большего внимания с её стороны. Ведь чем больше будет обращать внимание Москва на дальние уголки мира, тем больший она будет иметь от этого эффект.

Так, российский представитель в Вануату Николай Мишутушкин заметил: «В последние 15 лет между нашими странами развиваются не только культурные, научные, но и экономические связи». Может быть, именно последнее обстоятельство заставит Россию более пристально посмотреть на далекие острова, опираясь на которые, мы можем влиять на богатую природными ресурсами Океанию?

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *