Египетские перспективы: война с Израилем

Развитие событий в Египте в последние дни наглядно говорит о том, что Мубарак практически потерял контроль над ситуацией в стране. Полиция оказалась не в силах сдержать народный гнев и просто разбежалась. Не помогло также и введение комендантского часа с выводом на улицу армии. По сути, она раскололась. В лучшем для Мубарака случае военные просто занимают нейтральную позицию, в худшем — братаются с народом.

Последнее стало для нынешнего главы государства особенно неприятным открытием. Он, будучи выходцем из армейской среды, был уверен в том, что военные его поддержат. Тем более что Мубарак в прошлом возглавлял египетские ВВС и лично летал на штурмовку позиций израильских войск. Более того, перед тем как вывести военных на улицы против демонстрантов, Мубарак щедрой рукой раздал им деньги. Но это не прибавило им решимости стрелять в своих братьев и отцов, протестующих против коррупции и нищеты.

Положение пока еще действующего египетского президента ухудшается тем, что против него объединились все оппозиционные силы — исламисты, левые, демократы. Есть и авторитетная фигура, претендующая на власть в стране, — бывший глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.

Одной из главных ошибок нынешнего египетского президента было то, что он испугался конкуренции с умеренными исламистами и на выборах конца 2010 года просто не пустил "Братьев-мусульман" в парламент. Ранее, когда они там сидели и разделяли ответственность "с партией власти" за принятие тех или иных решений, радикалов можно было не бояться. Возникающие противоречия так или иначе удавалось сглаживать.

Но теперь исламистам отступать некуда. Тем более что ситуация складывается далеко не в пользу Мубарака. Учитывая, что 40 процентов населения Египта — нищие (месячный доход этой части населения составляет менее 50 долларов), оппозиция опирается на поддержку десятков миллионов египтян.

И наконец, последний удар нынешнему президенту нанес Запад. Многие лидеры Европы и США фактически выступили на стороне оппозиции, попеняв Мубараку на чрезмерное применение силы и указав на необходимость осуществления демократических реформ в стране.

По сути, то, что мы сейчас наблюдаем, можно охарактеризовать как коллапс власти. Об этом наглядно говорит тот факт, что Мубарак решил заменить кабинет министров. Оппозиция это расценивает как проявление слабости и одновременно как стратегическую хитрость, цель которой — выпустить пар народа и остаться у власти до осени, когда запланированы очередные выборы. Но, даже если Мубараку каким-то чудом удастся остаться у власти, совершенно ясно, что операция "Наследник" уже провалилась.

Фото: AP

Против Хусни Мубарака играет его собственный возраст. Ни для кого не секрет, что даже при самом лучшем раскладе править ему осталось недолго. И малокто хочет плясать под дудку его неавторитетного и слабого в политическом плане сына Гамаля.

Между тем есть опасения, что падение режима Мубарака приведет к хаосу в стране. Пока оппозиция объединилась под знаменем "Свалить Хусни, а там посмотрим". А дальше изначально неразрешимые противоречия между исламистами и либералами, между мусульманами и христианами и, наконец, между самими исламистами, которые делятся на умеренных и "отмороженных". Кроме того, свои амбиции на власть имеет и армия.

Читайте также: Египту Мубарака угрожают исламисты

В ближайшей перспективе падение Мубарака вызовет цепную реакцию и приведет к коллапсу светских и монархических режимов в других странах региона, в первую очередь в Йемене. Среди других кандидатов на реализацию "концепции домино" — Иордания, Сирия, Алжир.

Но самое главное, что смена власти в Египте коренным образом поменяет расклад сил в регионе. Примечательно, что Израиль остается единственной страной, продолжающей всячески помогать режиму Мубарака. Понять Тель-Авив можно: именно нынешний президент выступал гарантом дружественного нейтралитета Египта. Как известно, без этой страны с крупнейшими в арабском мире людскими ресурсами не начиналась ни одна арабо-израильская война. А теперь внешнеполитическая ориентация Египта может резко измениться.

И дело даже не в классической антиизраильской позиции "Братьев-мусульман", которые после нынешних событий резко усилят свое влияние в стране. Весь вопрос в том, что единственным выходом для Египта в перспективе станет внешняя экспансия. Фактически это запрограммировано нынешней демографией страны. За последние четверть века население страны удвоилось, и оно продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии.

По самым скромным подсчетам, годовой прирост населения нынешнего Египта, составляющего, по неофициальным данным, 90 миллионов человек, увеличивается на два миллиона.

И кто бы ни пришел сейчас к власти в стране, при таком раскладе он не сможет победить прогрессирующую нищету. А это порождает нестабильность египетской власти на долгую перспективу.

Неизбежно власть возьмут радикальные исламисты, идеи которых находят все большее понимание среди молодежи. Суть их концепции проста: "Мы так плохо живем потому, что забыли о настоящем исламе". Но и установление шариата не станет выходом из бедственного экономического положения.

Выход остается один: война. Чтобы отвести недовольство народа от представителей власти, нужно перевести его на внешнего врага — сионистов, которые, согласно идеям исламистов , спят и видят, как бы навредить арабам и мусульманам. Этим врагом традиционно считается Израиль, которому уже сейчас следует готовиться к самому худшему.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *