Новые ливийские власти не намерены учитывать российские интересы

Россию отодвигают от Ливии

Одна из главных интриг в Ливии — как победители поделят нефтегазовые богатства страны. Не успела завершиться война в этой стране, как иностранные компании решили поделить ливийский рынок. По информации источников из ПНС, не дожидаясь захвата Сирта, они уже стали добиваться от повстанцев соответствующих квот и лицензий.

И судя по всему, Запад намерен игнорировать наши интересы в этой стране. Накануне, по сообщению ряда информагентств, Национальная нефтяная корпорация Ливии заявила о том, что российская сторона якобы не исполнила взятых обязательств, связанных с обучением ливийских студентов.

В связи с этим она пригласила представителей "Газпрома" в Триполи для обсуждения этого вопроса. Ливийская сторона не исключает, что заключенные во времена правления Муамара Каддафи контракты с этой компанией будут пересмотрены.

По словам председателя нефтяной корпорации Нури Беруана, "они должны были выполнять свои обязательства, и мы хотим узнать, почему они не выполнили их". Создается впечатление, что новые ливийские власти сознательно ведут дело к разрыву соглашения.

Напомним, что один только "Газпром" имеет право на разведку в Ливии ряда участков нефтяных месторождений. Кроме того, как известно, Москва пошла на уступки прежнему ливийскому руководству, пойдя на списание почти половины долга Триполи в обмен на гарантии заключения многомиллиардных контрактов в нефтегазовой, транспортной и оружейной сферах.

В свою очередь, западные СМИ делают заявления, что "новые власти Ливии могут пересмотреть контракты, заключенные при Каддафи… Будет учитываться позиция страны во время восстаний в стране. Россия и Китай, выступавшие против бомбардировок НАТО в Ливии, могут оказаться в убытке".

Читайте также: Ошибки, которые убили Каддафи

Каковы перспективы получения Россией долгов Полковника? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко: "Существуют разные точки зрения относительно будущего раздела нефтегазовых богатств Ливии. Я же придерживаюсь того мнения, что России в результате свержения Каддафи ничего теперь в Ливии не светит. Сделаю оговорку, что это касается всех сфер, включая оружейную и транспортную.

Ливийский рынок не такой уж и крупный, и сейчас "под парами", готовые сорваться туда в любой момент, стоят крупнейшие европейские нефтегазовые компании: британские, французская Total, итальянская Eni и другие. И было бы странно, если бы Запад нас туда пустил. Как говорится, "ради чего кровь проливали?"

Впрочем, там будет тесно и без России. До свержения Каддафи тот же Eni контролировал 35 процентов поставок ливийской нефти. Учитывая многочисленные интересы соседей итальянцев, можно предвидеть, что их заставят потесниться.

Однако можно предположить, что ожидаемое возвращение иностранных компаний на ливийский рынок не пройдет гладко. Во-первых, однозначно, что ТНК потребует пересмотра той схемы, по которой они работали при Каддафи. Новым ливийским властям будут навязывать такую схему работы, которая максимально удобна и выгодна им самим. Иными словами, они постараются платить за свою работу в Ливии как можно меньше и соответственно, будут диктовать свои условия.

На первых порах это, возможно, и сработает. Но дальше, даже на ближайшую перспективу, ничего гарантировать нельзя. По мере углубления кризиса власти в стране, который, по сути, неизбежен ввиду разницы многочисленных интересов, условия работы иностранных компаний в стране будут ухудшаться.

Когда заварится серьезная каша, когда схлестнутся исламисты и представители племенных группировок, страна может погрузиться в состояние долговременного хаоса. Работать при таких условиях будет явно проблематично.

Читайте также: Каддафи стал героем-мучеником посмертно

Дело в том, что при любом раскладе победителям придется делать ровно то же самое, что и в Ираке после свержения Хусейна, а именно: налаживать мирную жизнь, восстанавливать разрушенную войной инфраструктуру, воссоздавать вооруженные силы и так далее.

В противном случае, ливийское население ожидает быстрая радикализация, и те, кто еще вчера стрелял в каддафистов, могут быстро переключиться на западных представителей. По крайней мере, на Западе есть реальные опасения, что ситуацией могут воспользоваться те же Турция и Иран для того, чтобы распространить здесь свое влияние.

Разумеется, одним из главных аспектов начала войны в Ливии были контроль над ее нефтью и газом. Но все, как известно, имеет свою цену.

До последнего времени, по разным данным, в общем объеме мировой нефтедобычи ливийская нефть составляла от двух до трех процентов. По меркам планеты — это ни о чем. Да, в Ливии можно добывать куда больше, исходя хотя бы из того, что пока разведана лишь треть геологической карты этой страны.

Однако для того, чтобы расширить добычу, во-первых, необходимо предварительно вложиться в геологоразведку. Во-вторых, наладить соответствующую инфраструктуру. Все это требует вложения колоссальных денег при колоссальных рисках, которые несет ожидаемая дестабилизация страны.

Учитывая то, что Ливию бомбили семь месяцев, разрушив колоссальное количество зданий, нарушив систему подачи воды и так далее — деньги потребуется вложить немалые.

Весь вопрос, где их взять в условиях кризиса и захотят ли вообще западные страны на это тратиться. А раз так, то рано или поздно в Париже или Лондоне могут задуматься о том, стоит ли вообще ливийская овчинка западной выделки.

И нельзя исключать развития ситуации таким образом, что ливийские нефть и газ на ближайшую перспективу вообще будет некому добывать в стране, охваченной затяжной нестабильностью.

Какой она может быть, наглядно показывает пример Ирака, где нефтедобыча то и дело нарушалась терактами, в том числе и взрывами нефтепроводов".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить