Пираты бросили вызов всему мировому сообществу

Последнее время захваты пиратами экипажей судов у берегов Сомали приобрели угрожающие масштабы. Сейчас много говорится о мировом терроризме, о необходимости бороться с ним объединенными силами. А чем морские пираты лучше обычных террористов? Убытки от них миллионные. Перед мировым сообществом стоит новый вызов.

В очередной раз у берегов Сомали похищено грузовое судно На его борту находятся 24 китайца и один гражданин Шри-Ланки. Ранее стало известно о захвате пиратами греческого торгового судна "Сентаури" с 25 членами экипажа на борту. Оно было атаковано пиратами ночью у южного берега Сомали, где раньше нападений зафиксировано не было.

Читайте: ВМФ России даст бой морским пиратам .

По всей видимости «Весёлый Роджер» уже стал серьезной головной болью прибрежных государств и, возможно Бен Ладену, для поддержания своего престижа, придется надевать на глаз повязку капитана Флинта. Но если брать последние данные, то возникают вопросы, которые заставляют серьезно задуматься над проблемой захвата кораблей.

В настоящее время в плену у пиратов находятся в общей сложности 13 кораблей и более 200 моряков. Большая часть нападений была совершена у берегов полуавтономной провинции Пунтленд. В среду Испания заявила, что выделяет военный самолет для патрулирования побережья Сомали, который будет передавать информацию о перемещениях пиратов в рамках проектов Евросоюза по борьбе с участившимися захватами судов у побережья Сомали.

Развитие земной цивилизации исторически шло в ногу с освоением морских пространств, а стало быть, весь ход истории неразрывно связан с историей морских разбойников – от античных пиратов до флибустьеров и каперов XX века. Большинство морских разбойников на самом деле не были благородными "джентльменами удачи. Их главной целью всегда были сокровища, и ради этого они не щадили не только собственные, но и чужие жизни.

Во второй половине XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным пиратством. К этому времени у Англии, Франции и других европейских держав были мощные военные флоты, а неисследованных островов, где могли бы прятаться пираты, оставалось все меньше. Поэтому в мирное время торговые корабли нападений не опасались. Однако середина и конец XVIII века проходят в постоянных войнах между старыми противниками – Англией и Францией. Правда новым пиратам приходится играть по новым правилам. Поэтому они превратились в корсаров – пиратов на государственной службе.

Развитие земной цивилизации исторически шло в ногу с освоением морских пространств, а стало быть, весь ход истории неразрывно связан с историей морских разбойников – от античных пиратов до флибустьеров и каперов XX века. Большинство морских разбойников на самом деле не были благородными "джентльменами удачи", какими их изображали в своих романических произведениях писатели. Их главной целью всегда были сокровища, и ради этого они не щадили не только собственные, но и чужие жизни.

Пиратов можно было встретить в любом уголке мира. В средние века нельзя было плавать по морям и океанам без опасения стать жертвой нападения жестоких пиратов. Сегодня, по прошествии столетий, многие из нас практически ничего об этих людях не знают. А ведь когда-то их имена гремели на весь тогдашний просвещенный мир: Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Френсис Дрейк, Джеймс Кук, Энн Бонни и многие другие.

Во второй половине XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным пиратством. К этому времени у Англии, Франции и других европейских держав были мощные военные флоты, а неисследованных островов, где могли бы прятаться пираты, оставалось все меньше.

В первой половине XIX века было много споров, какая собственность в ходе войны является неприкосновенной, а какая может быть захвачена и уничтожена. Особенную остроту они приняли на Парижском конгрессе 1856 года. В конце концов, конгресс принял декларацию о полном запрете каперства на море.

Сегодня проблема пиратства предстала перед современным обществом в новом качестве – как составляющая терроризма. В свою очередь терроризм как форма асимметричного ведения боевых действий имеет одной из составляющих морской компонент.

В северных морях корабли относительно защищены от террористических ударов. Но в портах, на рейде, каналах, где маневренность сильно ограничена, у террористов есть потенциальные возможности для атак. Корабли террористов тщательно маскируются, а сами террористы притворяются рыбаками или спортсменами. Например, при захвате итальянского круизного судна "Аккиле Лауро" в 1985 году террористы взошли на борт как туристы. 

Необходимо отметить, что сегодня мировой рынок вооружений изобилует технологиями для строительства подходящих для пиратов судов, а также соответствующим оборудованием, оружием и боеприпасами. Распространение оружия, боеприпасов, боевых отравляющих веществ или ядерных материалов в настоящий момент приобрело грандиозный размах.

Спецоборудование для гражданских судов, спортивных водолазов или летчиков во всем мире также можно без проблем приобретать и использовать в военных и соответственно террористических целях. Так, в 2000 году в руки колумбийской полиции попала подводная лодка, которую местные наркодилеры хотели использовать для транспортировки наркотиков. Лодка вмещала от 150 до 200 тонн зелья и имела 12 человек команды.

После 11 сентября в среде специалистов стали возникать сценарии потенциальных терактов на воде. Например, угрозу представляют контейнеровозы, которые могут быть захвачены террористами и взорваны в гавани большого портового города. Другой вид морской угрозы – это набирающее обороты пиратство. Статья 100 морского права ООН от 1982 года требует от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством.

Ежегодный ущерб от пиратства мировой экономике составляет около 15 миллиардов евро. Уже в течение 10 лет Информационный центр предупреждения пиратства в Куала-Лумпуре (Малайзия) систематически регистрирует все заявленные факты пиратства и предостерегает по радио торговые суда от потенциально опасных рейсов в южных морях.

Статистика сегодня отмечает не только устойчивый рост пиратства, но и все возрастающую жестокость современных морских пиратов. Если раньше пираты орудовали ножами и мачете, то сегодня они вооружены по последнему слову техники: автоматическим оружием, гранатометами и переносными ракетными пусковыми установками.

Первый вид – это когда вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности. Нападение длится примерно 30-60 минут. Добычей морских бандитов становятся наличные деньги экипажа и пассажиров судна, а также часть груза, если он представляет для них интерес. Для второго вида характерно жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных местных банд, обычно сопровождаемое убийствами, нередко истреблением всего экипажа судна, и захватом груза.

Третий вид – хорошо скоординированные действия международных организованных бандгрупп по захвату кораблей с особо ценными грузами. При этом экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого обычно продается по подложным бумагам или используется для собственных целей.

По статистике, 80% всех заявленных нападений на море за последние 10 лет во всем мире произошли в пределах территориальных вод, т.е. в портах или на рейдах прибрежных государств. Слабая законодательная база и правовая неурегулированность пока не позволяют военным кораблям оперативно реагировать на факты пиратства. В частности, они не могут входить в территориальные воды чужих государств без необходимой дипломатической регистрации и соответствующего разрешения властей.

Военно-морские силы с их широкими возможностями лучше всего приспособлены для борьбы с пиратством на просторах мирового океана. Они обладают способностью к длительному автономному плаванию в отдаленных участках океана, в состоянии вести непрерывную разведку огромных площадей благодаря корабельным вертолетам и береговым самолетам-разведчикам, располагают соответствующим вооружением для выполнения своих задач. Даже само присутствие военных кораблей часто означает эффективную защиту от пиратства.

Поэтому военно-морские силы все активнее привлекаются к борьбе с пиратством в Юго-Восточной Азии, где действуют в основном военные суда из Индонезии, Малайзии и Сингапура. Пиратство повсеместно представляет собой проблему там, где налицо ослабление государственной власти, как, например, в Индонезии, во многих африканских государствах, а также в Южной Америке – словом, где господствуют бедность и паралич власти.

Пиратство прогрессирует также в регионах, где процветают контрабанда, коррупция, наркоторговля, которые к тому же составляют главный источник благополучия местных органов власти: управлений портов, полиции или таможни. Согласно ежегодным отчетам Всемирной Морской организации (IMO), таможенные управления, полиция и армия таких стран, как, например, Китай или Индонезия, довольно широко втянуты в пиратство.

Проблема пиратства и тесно связанная с ним проблема терроризма отнюдь не надумана и рискует со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, имеющих выходы в открытое море и мировой океан, в том числе и для России. Что касается российских судов, то, как показывает статистика нападений, их пираты не любят. Есть сведения, что однажды команда русского теплохода побила пиратов огнетушителями и побросала их в море. К тому же борта у российских кораблей высокие и лезть на них неудобно.

Реальные возможности морских террористов как на тактическом, так и стратегическом уровне создают многостороннюю, комплексную угрозу безопасности в международном масштабе. Кажется, это поняли даже в ООН. «Морское пиратство и терроризм угрожают международному судоходству и подрывают безопасность международных торговых маршрутов». Об этом говорилось в проекте резолюции комитета по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

«В отдельных районах судоходству грозит смертельная опасность пиратства и терроризма. Пиратство усиливается в Малаккском проливе, а также в других районах Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки и Средиземного моря», — говорится в документе. В проекте сообщается, что через Малаккский пролив, который, «остается потенциальным объектом нападений» пиратов, ежегодно проходят порядка 50 тысяч морских торговых судов, которые перевозят около 30% общего объема мировой товарной торговли, а также значительную часть нефти для стран Азии, включая Японию и Китай.

Особо рискованными зонами для мореплавания остаются воды вдоль побережья Индонезии, Индии, Бангладеш, Малакки и южные районы Красного моря. Именно в этих местах за последние полгода произошло более 50% всех случаев морского разбоя. Самыми опасными территориальными водами ЮВА остаются, как и год назад, моря и проливы вокруг Индонезии — 44 нападения за 6 месяцев.

В Азии моряки особенно осторожны в районе Сомали. Здесь опасно снижать ход, становиться на якорь, лежать в дрейфе. Если кто-то нарушит эти не писанные морские правила, считайте, что ограбление морскими пиратами обязательно состоится. Сухогрузы, пассажирские теплоходы берутся на абордаж за считанные минуты. С теми, кто не удачно сопротивляется, пираты расправляются жестоко. Нередки случаи взятия моряков или богатых пассажиров в плен для выкупа. Часто бандиты забирают с собой красивых женщин. И судьба их потом, как правило, уже никому не известна. 

Сейчас много говориться о мировом терроризме, о необходимости бороться с ним объединенными силами. А чем морские пираты лучше обычных террористов? Убытки от них миллионные. Люди из-за них гибнут. Так что пираты бросили вызов всему мировому сообществу, которому следует взяться за последователей Генри Моргана всерьез и надолго.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить