Штурмы повстанцев провалились, но это не означает победы Каддафи

Сирту грозит участь Эль-Фаллуджи

Силы так называемой ливийской оппозиции неожиданно для многих оказались разгромлены на всех фронтах. Попытки взять города Бени-Валид и Сирт с треском провалились. Так называемые повстанцы, несмотря на почти месячные целенаправленные бомбардировки этих пунктов натовской авиацией, оказались не способны решить ни одной из стоящих перед ними задач.

Сами мятежники ссылаются на "подлость" каддафистов, которые их заманили в засаду, на некомпетентность командовавших ими офицеров, отсутствие координации и дисциплины, а также измену в собственных рядах. Те из повстанцев, которые уцелели, обещают больше не верить своим лидерам.

Те же самые обвинения выдвигают и командиры повстанцев в отношении вышестоящего командования. Один из них, бывший офицер ВВС Ливии, сказал: "Мы просто въехали в Бени-Валид, поскольку нам сказали, что в городе уже есть представители ПНС, к которым мы должны присоединиться. Но не было абсолютно никого. И тогда мы были вынуждены отступать под очень сильным огнем сил Каддафи".

Но особенно обидным для исламистов был проигрыш в Сирте: иностранные каналы указывали на то, что важную роль в разгроме противников Каддафи в этом городе сыграли сотни и тысячи женщин, уничтожавших повстанцев стрельбой с крыш домов.

Читайте также: "Ливия, любовь моя!", или Какое нам дело?

Следует заметить, что несмотря на высокую интенсивность налетов авиации НАТО, эффективность ее ударов находится под вопросом. Согласно отчетам летчиков Североатлантического альянса, ежедневно они уничтожают все новые и новые установки "град", которые, как ни странно, продолжают вести огонь по противнику. Участвовавшие в штурме Бени-Валида мятежники жаловались на "чудовищно плотный артиллерийско-минометный огонь каддафистов" и на бездействие авиации НАТО.

Впрочем, последнее не совсем верно. Согласно данным пресс-службы Каддафи, бомбардировки Сирта обошлись его жителям в две тысячи человек убитыми. И даже если Муса Ибрагим завышает эти цифры в несколько раз, все равно цифры потерь для города с населением в 70 тысяч человек выглядят удручающе.

И сейчас как СМИ, так и блогеры соревнуются в том, кто нарисует большую цифру потерь повстанцев. Дошло даже до того, что некоторые приводили непроверенные данные относительно пленения десятков британских спецназовцев SAS. Правда, в таком случае мы бы просто не могли не узнать о снятии за подобный провал с должностей крупных фигур в оборонном ведомстве Великобритании.

Пока что имеется, опять таки, не совсем достоверная информация, озвученная пресс-службой Каддафи, относительно пленения 17 иностранных наемников. По словам ее представителя, речь идет об инструкторах — технических специалистах и военных консультантах, большинство из которых является французами. Впрочем, непонятно, что делали в толпе повстанцев инструкторы, назначение которых — готовить бойцов, а не вести их в атаку.

Читайте также: Взорвать Алжир легче Ливии и Сирии

Таким образом, ожидаемый на Западе триумф мятежников отдаляется на неопределенное время. После почти месячного "стояния у Бени-Валида и Сирта" их боевой дух заметно угас.

Однако это вовсе не означает победы Каддафи. Как бы там ни было, но эти неудачи противников Каддафи не стоит переоценивать. К сожалению, эти победы не могут восполнить падения Триполи. И разгром повстанцев еще больше запутывает и без того непростую ситуацию в Ливии.

А для противников правящего режима в настоящее время имеются следующие варианты действий:

— реализация сценария Эль-Фаллуджи, предполагающего стирание Сирта и Бени-Валида с лица земли авиацией НАТО и добивание оставшихся в живых защитников мятежниками;

— задействование в операции сухопутных подразделений НАТО и арабских стран Персидского залива.

А уже после этого можно будет зачистить и глубинные районы Ливии и овладеть последним оставшимся там очагом сопротивления в Себхе. К сожалению, Полковник не имеет возможностей для предотвращения налетов авиации противника, которая будет медленно, но верно, да еще и безнаказанно, уничтожать его силы.

Каддафи лишился всех имевшихся у него ЗРК С-200 "Вега", которые, по признанию натовского командования, представляли реальную угрозу для авиации альянса. Причем часть из них, судя по имеющимся фотографиям, была захвачена мятежниками в рабочем состоянии.

Однако возникает вопрос, что делать дальше. Как известно, даже не победив Каддафи, его противники сцепились в борьбе за власть. Главной неудачей для повстанцев является то, что они так и не смогли договориться о формировании нового правительства. В частности, исламисты выступили резко против кандидатуры Махмуда Джибриля на премьерский пост на том основании, что он, как бывший член режима Каддафи, "несет ответственность за его преступления".

И еще один немаловажный момент: ПНС не имеет авторитета в народе. Достаточно указать на то, что даже в Бенгази, главном оплоте мятежа, чуть ли не ежедневно, происходят массовые демонстрации протеста, на которых собравшиеся жестко критикуют людей, назвавших себя правительством, "некоторые члены которого — просто воры, которых нужно судить".

А несколькими днями ранее претензии на власть заявили дополнительно 56 новых организаций, подписавших соответствующий политический меморандум. Они обрушились на предложенный ПНС план постконфликтного восстановления Ливии, который, между прочим, содержит упоминание о том, что в ближайшие полтора года в стране должно смениться два состава правительства. Противники ПНС упрекают его в том, что такой "проект конституции не отражает желаний свободных людей".

Главная проблема, по словам известного зарубежного журналиста и политолога Пепе Эскобара, состоит в том, что "эта свора собак, каковой является Переходный национальный совет Ливии, обязалась отдать страну на откуп корпорациям стран НАТО. И надо подождать всего несколько месяцев, чтобы понять размеры грабежа".

Читайте также: Кэмерон и Саркози в Ливии: как спасти ПНС?

А в такой обстановке очень многие хотят получить долю в разграблении собственной страны. При таком положении надеяться на то, что повстанцы смогут гарантировать Западу бесперебойную поставку ливийских энергоресурсов, было бы довольно сложно. И на повестке дня стоит интервенция, которая бы позволила взять под свой контроль месторождения и инфраструктуру по нефтегазовой добыче и транспортировке.

Правда, есть сомнения, что западные страны пойдут на этот шаг, поскольку существует огромный риск того, что ливийцы объединятся против них. И тогда эта украденная у ливийского народа нефть пойдет в Европу уже смешанной с кровью военнослужащих НАТО.

Есть и другой вариант: в роли интервентов выступают некоторые арабские страны, включая Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, а также Турцию, которые максимально заинтересованы в восполнении своих затрат на проведение операции по свержению Каддафи.

О главных международных событиях читайте в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *