Интервью на тему захвата судна "Олег Найденов"

Захват "Найденова" - это спецоперация Запада

В прямом эфире видеоканала "Правды.Ру" сразу два эксперта дали интервью на тему силового задержания сенегальскими властями экипажа российского судна "Олег Найденов". Свое мнение высказали Валерий Куликов, чрезвычайный полномочный посланник МИД РФ, и обозреватель журнала "Международная жизнь" Сергей Филатов. Эксперты долгое время работали в Сенегале.

Напомним, что траулер был арестован 4 января, по версии сенегальской стороны — в территориальных водах Сенегала за якобы незаконный лов рыбы, а по версии российской стороны — в территориальных водах Гвинеи-Биссау, от правительства которой у российского траулера была лицензия на промысел. Экипаж задержали с применением силы и доставили в порт Дакар, потребовав заплатить штраф в три миллиона долларов. По последним данным на 20 января, все сложности с освобождением судна должны разрешиться уже сегодня, в понедельник. И платить придется, скорее всего, не залог, а штраф.

Оба приглашенных "Правдой .Ру" специалиста сошлись во мнении, что Сенегал ревностно борется за сохранность своих рыбных ресурсов, потому что это основной продукт питания населения, тем не менее самостоятельно на такую акцию устрашения Сенегал бы не решился. "Потому что вооруженный захват чужого рыболовного судна — это перебор", — сказал Сергей Филатов. "С точки зрения права задержание судна незаконно, и министерство иностранных дел РФ выступило с резкой нотой и потребовало освободить судно", — согласился Валерий Куликов.

Второй общий момент — в деле четко просматривается рука Greenpeace. "Дело в том, что министр рыболовства Сенегала — один из активистов Greenpeace", — заявил Сергей Филатов. По его мнению, само по себе это нонсенс.

Эксперт заметил, что "поначалу это была адекватная международная организация, которая защищала природу. Но сейчас спонсорами Greenpeace являются достаточно крупные американские корпорации, поэтому я не уверен, что в деле не замешано правительство Соединенных Штатов". Филатов напомнил, что Сенегал по прямой линии — это самая близкая точка Африки к США через Атлантический океан. И американцы давно тихо и спокойно занимаются африканским континентом, в том числе через Сенегал. Несмотря на то, что за "Найденовым" следил французский военный самолет, эксперт полагает, что это был самолет НАТО.

"После того как Саркози вернул Францию в военную организацию НАТО, свою военную авиацию Франция держит под натовским флагом. Значит, отслеживание было по линии НАТО. А кто занимается в НАТО логистикой? Все помнят ливийскую трагедию. Бомбили французы и англичане, а за спиной стояли американцы, которые и обеспечивали логистику и разведку, — сказал Сергей Филатов. — Мы выходим на Соединенные Штаты Америки. Может быть, не в лице руководства, но в лице тех влиятельных групп, которые хотят отомстить России за задержание судна "Арктик Санрайз" и его экипажа у Приразломной. Я считаю, что это стопроцентная, как сейчас модно говорить, "ответка".

Отсюда, по мнению эксперта, просматривается причина нападения на "Найденова" — отработка экономических интересов этих корпораций. Он не считает, что здесь замешаны спецслужбы США: "Давайте будем говорить не о спецслужбах, а о больших деньгах. Эти большие деньги не заинтересованы, чтобы Россия развивалась в Северном Ледовитом океане с точки зрения добычи нефти и газа, чтобы Россия ловила рыбу у берегов Африки, в том числе у берегов Сенегала. Вот о чем речь идет. Крупные компании отыгрывают свои элементарные экономические и финансовые интересы, используя Greenpeace как орудие".

О том, что захват "Найденова", — это акция Greenpeace, говорит и Валерий Куликов. "Я глубоко убежден, но это — ответ на наше задержание судна Greenpeace в северных широтах, там, где находятся наши нефтяные вышки. Потому что так же было арестовано военным судном наше судно рыболовное, так же было конвоировано в порт (Дакар). Я думаю, что полностью эта акция проплачена международной организацией Greenpeace", — сказал эксперт.

Оценивая действия российской стороны по освобождению "Олега Найденова" и экипажа, Валерий Куликов заметил, что все будет решаться в рамках морского права. Росрыболовство подало иск в международный суд в Гамбурге, и он может принять решение о немедленном освобождении судна, а потом решать дело в установленном порядке. Однако опять же по аналогии с "Санрайз", Россия заявила, что не признает юрисдикцию Гамбургского трибунала в деле голландского судна, и отказалась выполнить подобное постановление в его отношении, поэтому Сенегал может ответить аналогично, сказал эксперт.

"Поэтому придется заплатить штраф, тогда судно отпустят". А как же быть с доказательной базой? Ведь она противоречива. Кто будет решать вопрос о правильном позиционировании судна? Будет принята точка зрения сенегальской стороны, пояснил Валерий Куликов, просто сенегальцы измерят границы своей эксклюзивной экономической зоны от другой точки, отличной от той, что принята в Гвинее-Биссау. Там идет наложение зон трех государств (плюс Гамбии), и четких границ нет .

Последующие после эфира дни показали, что эксперт был прав. Сенегальский парламент вынес постановление об освобождении траулера, однако министр рыболовства и морского хозяйства страны Хайдар эль-Али пока тянул с его исполнением. 17 января владелец " Найденова" внес залог в размере одного миллиона долларов. Возможно, что на этом стороны и сойдутся, не доводя дело до суда.

У Сергея Филатова более оптимистичная точка зрения на развитие событий. "В Сенегале очень сильная юридическая служба. И если найти хорошего адвоката, защитник может раздеть сенегальское министерство рыболовства, извините… И я полагаю, что министру Хайдару будет очень неуютно. Он еще трижды вспомнит свое сотрудничество с Greenpeace. Что касается ГЛОНАССа или GPS, не важно, кто отследил, все данные записаны. Надо посмотреть судовые документы и материалы спутников слежения, с которыми каждое судно имеет четкую и определенную связь", — заявил эксперт.

В связи с инцидентом можно сделать два вывода. Во-первых, у РФ нет рычагов давления "мягкой силой" на Сенегал — ни политических, ни экономических, ни военных. Как, впрочем, и на многих других геополитических карликов, чем и пользуются третьи стороны. Российского военно-морского флота нет в тех местах, где зарождаются конфликты, в отличие от Америки или Франции. "Мы исходим из того, что есть международное право, международное морское право. Не будем же воевать с Сенегалом", — заметил Валерий Куликов.

Но у Сергея Филатова есть предложение, как заставить Сенегал и другие страны уважать российский флаг. "Очень просто. Я вот смотрю за нашей внешней политикой, и как президент РФ Владимир Путин реагирует на некоторые хамские выпады в отношении России. Он всегда находит асимметричные ответы. Если бы я был опытным юристом, я бы подал иск о пиратском вооруженном захвате судна "Олег Найденов", неважно, полицейские захватывали ли или военные. Какая разница? Тем более, если будет доказано, что это было в территориальных водах Гвинеи-Биссау, а не в сенегальских водах. Здесь можно "раздеть" любое правительство просто исками финансового характера", — заметил эксперт.

И второй вывод. По мнению Валерия Куликова, "государство, в том же самом Росрыболовстве, должно делать выводы из всего этого". "Ловить надо по закону и предусматривать последствия незаконного лова или пребывания в территориальных водах или экономической зоне какого-либо другого государства. Выводы надо делать обязательно", — сказал эксперт в прямом эфире передачи "Точка зрения".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы