Геополитический пояс безопасности Китая

Поездка председателя КНР Ху Цзиньтао на Ближний Восток и в страны Африки наводит на мысль, что Китай начал серьезную геополитическую игру в преддверии передела мира. Пекин создает надежный пояс безопасности, по сути, продвигая в жизнь новую форму колониализма.

Китай проводит активную экономическую экспансию. Фактически можно говорить о политике колониализма, возрождаемой в новой форме. По-восточному тонкой и отличающейся от методов, которыми пользовался Запад. Пока товарищ Ху успешно решил две проблемы: обеспечил долгосрочные поставки энергоносителей с Ближнего Востока и обрел имидж заступника бедных стран.

Читайте: Китай стремительно захватывает страны "третьего мира".

Как раз они-то, видимо, и послужат опорой Китаю в случае передела мира. Именно для того, чтобы конкуренты с Запада не мешали, китайцы и выбрали беднейшие государства Африки. Когда они станут полностью зависимыми от пекинской помощи, начнется стремительный рост «китаизации» континента.

Перед поездкой в Африку председатель КНР побывал в Саудовской Аравии. Эта страна является крупнейшим поставщиком углеводородов в КНР (20 процентов ее импорта). Однако в условиях кризиса и порождаемых им проблем Пекин для поддержания своей энергоемкой экономики обращает взоры и на другие государства, чьи недра богаты этим сырьем.

В последние годы особая ставка делается на освоение нефтяных ресурсов Черного континента. Сейчас примерно треть поставляемой в КНР нефти идет оттуда. Однако не только этим привлекают Китай африканские страны.

Сначала Ху Цзиньтао побывал в Мали (Западная Африка). Эта страна знаменита высококачественным хлопком и быстрым прогрессом в добыче золота. Председатель КНР принял участие в состоявшейся в столице Бамако церемонии открытия медицинского центра по лечению малярии, а также закладке первого камня в строительство моста через реку Нигер длиной 2294 метра. Сооружен он будет полностью на китайские деньги. Чем не подарок «младшему брату»?

Затем был соседний с Мали Сенегал, обладающий небольшим запасом природных ресурсов (фосфаты, железная руда, цирконий, золото) и более-менее развитой промышленностью.

Власти Сенегала попросили КНР помочь в восстановлении стадиона, строительстве Национального театра в Дакаре, Музея черной цивилизации, а также детского госпиталя. Китайские агрономы внесли большой вклад в реализацию продовольственного самообеспечения этой страны, а во многих проектах участвовали медицинские бригады из КНР и ее предприятия.

Но пояс безопасности, о котором печется Китай, должен быть достаточно широким, желательно всеохватным. Поэтому товарищ Ху не обошел стороной и Танзанию, которая расположена на восточном побережье Африки. В ее недрах есть олово, фосфаты, железная руда, уголь, алмазы, драгоценные камни, золото, газ, никель. Но в экспорте основную роль играет сельскохозяйственная продукция – кофе и хлопок. Китай покупает у Танзании 10 процентов товаров и экспортирует туда 12 процентов импорта – больше, чем кто бы то ни было.

Последним пунктом турне стал Маврикий - островное государство в западной части Индийского океана. Влияние Китая здесь постоянно усиливается, причем из 1,27 млн. населения острова 30 тыс. составляют китайцы. Экономика Маврикия базируется на производстве сахара, туризме и текстильной промышленности. Но для Китая главное не это. А - создание опорного пункта для влияния на западную часть Индийского океана.

Вот так и рождается неоколониализм. Китай осваивает пространства, некогда принадлежавшие государствам Старого Света, пока демонстрируя мягкий подход. Не исключено, что в скором времени он преобразится в жесткий.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы пекин
Обсудить