Оружие ливийским мятежникам идет из Катара через Египет

Арабский канал вооружения мятежников в Ливии

В Ливии продолжается противостояние между мятежниками и поддерживающими их силами НАТО с одной стороны, и верной Муаммару Каддафи армией — с другой. С учетом участия в войне западных держав дни ливийского лидера вроде бы должны быть сочтены. Но он пока держится. Однако как долго ему это удастся? Как обстоит дело с вооружением противоборствующих сторон?

Накануне гражданской войны ливийская армия имела общую численность около 50 тысяч человек и была полностью укомплектована всеми видами вооружения. На складах имелось значительное количество советской военной техники, которая, по меркам двадцать первого века, несколько устарела.

Но Каддафи вряд ли мог предположить, что в скором времени ему придется столкнуться с мощнейшей военной коалицией западных держав. Перевооружение армии и флота проводилось без особой спешки. Тем не менее, после снятия эмбарго Ливия все-таки закупила у Германии, Франции и Великобритании некоторые виды современного оружия.

Читайте: НАТО зашло в тупик в Ливии

Любые задачи, связанные с возможными конфликтами с соседними государствами, были по плечу вооруженным силам Джамахирии. В распоряжении у Каддафи имелось 1000 танков, около 200 истребителей, не менее 30 батарей ПВО, более 10 военных кораблей (в т. ч. способные нести на борту боевые вертолеты).

Когда началось подавление восстания, многие ведущие европейские телеканалы показали советские танки и САУ, применяемые армией Каддафи. В сводках новостей фигурировали также военные советские самолеты СУ-22 и югославские SOKO.

Поначалу повстанцы были вооружены в основном стрелковым оружием — автоматами Калашникова, бельгийскими винтовками FN-FAL и пулеметами, установленными на пикапах. Именно винтовки FN-FAL у повстанцев, так часто встречающиеся на фотографиях, дали повод для фоторасследования на одном из блогов, перепечатанного десятками сайтов рунета.

Речь шла о разоблачении военных поставок НАТО мятежникам, что вполне соответствовало антизападным настроениям, присущим многим русскоязычным форумам. Однако впоследствии выяснилось, что в данном фоторасследовании допущено много неточностей, а большая часть оружия могла попасть к повстанцам со складов Каддафи.

Ливийская армия, сохраняющая лояльность режиму несмотря на беспрецедентное внешнее давление, до последнего времени оставалась боеспособной и хорошо вооруженной. Но на сегодняшний день трудно дать точную оценку военным потерям сторонников Каддафи.

Еще в апреле генерал Марк ван Ум, ссылаясь на отчет командования НАТО по результатам операции "Объединенный защитник", заявил, что ливийская армия потеряла треть своего военного потенциала за 17 дней бомбардировок. Однако статистических данных, подтверждающих правомерность такой оценки, источник не привел.

Читайте: Что дадут России ливийские мятежники?

Вместе с тем, даже отрывочные данные о результатах бомбардировок НАТО говорят о постепенном ослаблении потенциала ливийской армии: во время вылетов ВВС союзников иногда удавалось уничтожить до 10 танков и военных автомобилей. Такие потери для Полковника — непозволительная роскошь. Поэтому тактика правительственных войск меняется (в частности, танки почти перестали применяться, так как они являются прекрасной мишенью для вертолетов).

Достоверно известно, что по мере захвата мятежниками новых городов их арсенал существенно пополнился. Как отмечал спецпредставитель президента России по Африке Михаил Маргелов, вооружения, имеющиеся в распоряжении ливийской оппозиции достались отрядам повстанцев в "наследство" от вооруженных сил Джамахирии.

"Что касается обилия военной техники (у сил оппозиции), то в этом нет ничего удивительного — Бенгази был одним из крупнейших военных центров Джамахирии. Напомню, здесь находятся военная академия и центр подготовки специальных сил и парашютистов. Это мощный военный лагерь, там была крупная военно-воздушная база. Практически всю эту технику — самолеты — я видел на поле бенгазийского аэродрома", — цитируют слова Маргелова РИА Новости.

Читайте: Непредсказуемые последствия ухода Каддафи

Впрочем, повстанцы вряд ли смогут воспользоваться имеющимися у них военными самолетами и вертолетами, так как НАТО строго следит за соблюдением бесполетной зоны для всех участников конфликта.

Однако наращивание военных поставок силам оппозиции по мере разрастания конфликта, в конечном счете, стало реальностью. Главную роль в таких поставках, как ни странно, сыграли не западные державы. Одним из первых "братскую помощь" повстанцам оказал Катар.

По данным СМИ, в Бенгази были доставлены новейшие минометы, униформа, радиостанции и т. п. В списке вооружений фигурируют, между прочим, и французские противотанковые ракеты "Милан". Переходный совет Ливии также начал получать стрелковое оружие из Египта.

Интересно, что для США, Франции и Великобритании, обсуждающих возможные дополнительные пути оказания помощи мятежникам с конца марта, такой расклад представляется даже более выгодным, чем усиление непосредственного вмешательства стран НАТО в гражданскую войну. Союзникам оставалось только дать "зеленый свет" Египту, который будет поставлять вооружение ливийским друзьям-революционерам.

Военные поставки переходному национальному Совету Ливии, признанному странами Запада легитимным, могут приблизить победу над силами Джамахирии, лишенными всякой внешней поддержки. Однако учитывая размер ливийской территории и сохранение боеспособной армии, режим Каддафи может продержаться еще долго.

Главные новости

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить