Сторонники Муаммара Каддафи намерены сражаться до конца

Каддафи не пугает угроза лишиться воды

Источники в НАТО не исключают, что для достижения победы над Каддафи альянс может нанести удары по объектам так называемой Великой искусственной реки" (Great Man Made River, GMMR), являющейся крупнейшей водотранспортной системой на планете, благодаря которой получает питьевую воду свыше 70 процентов населения Ливии.

О том, что представляет собой Великая искусственная река и каковы будут последствия ее возможного разрушения, в интервью "Правде.Ру" рассказал Алексей Подцероб, бывший посол РФ в Триполи:

— Проблема воды на момент прихода Муаммара Каддафи к власти стояла в Ливии крайне остро. Дело в том, что большая часть страны представляет собой выжженную солнцем пустыню. В некоторых районах, как, например, в районе залива Большой Сирт, она доходит до самого побережья.

Без решения проблемы водоснабжения было невозможно обеспечить ни развитие городов, куда стекалось население из сельской местности, ни продовольственную безопасность, требующую введения в эксплуатацию новых орошаемых земель.

Однако лидер ливийской революции Каддафи эту проблему решил. Еще в 60-е годы в Сахаре были обнаружены огромные подземные запася пресной воды, образовавшиеся там между 35-м и 10-м тысячелетиями до нашей эры, когда нынешняя Великая пустыня была зеленой и там шли обильные дожди. Общая площадь этих подземных морей составляет 50 тысяч квадратных километров, толщина водного слоя достигает трех километров, а глубина залегания колеблется от 100 до 300 метров от поверхности земли.

В 1983 году Каддафи выдвинул идею сооружения Великой искусственной реки (ВИР) для переброски к побережью Средиземного моря подземных вод из Сахары. ВИР стала крупнейшим инженерным проектом ХХ века, превзойдя по размаху Асуанскую плотину и гидротехнические сооружения на реках Сибири. На реализацию проекта потребовалось 30 миллиардов долларов, и эти вложения полностью себя оправдали.

Что представляет собой этот грандиозный объект?

— Вода подается на север по гигантским трубопроводам, что практически полностью исключает ее потери от испарения (как это было бы в случае с открытыми каналами). За 30 лет, в течение которых строилась ВИР, пробурено 270 скважин, построены мощные насосные станции. Для водовода произведено 250 тысяч железобетонных труб диаметром от 1,6 до 4 метров. В крупнейшие из них может  въехать легковой автомобиль. По площади объект захватывает значительную часть ливийской территории, представляя собой как бы перевернутую русскую букву "Ш": для обеспечения потребностей северной Киренаики поставили насосы в оазисе Тазербо, для Сирта — в Сарире и для Триполитании — в Феззане. Отсюда зарытые в песок трубы уходят на север страны, в западную, центральную и восточную ее части, а по берегу Средиземного моря протянута еще одна нитка. Для реализации этого амбициозного проекта практически все пришлось создавать с нуля, вплоть до построенного в Ливии уникального, первого в мире завода по производству гигантских труб. А в результате ВСНЛАД не только полностью решила проблему водоснабжения, но и стала единственной в мире страной, где из кранов течет чистейшая минеральная вода.

— Как отнеслись к этому в мире? Ведь далеко не всегда подобные успехи соседи встречают с радостью…

— Введение в строй этого объекта было встречено в соседних Алжире и Египте без энтузиазма. Алжирцы опасаются того, что вследствие выкачивания ливийцами воды, станут иссякать их собственные подземные запасы. А египтяне боятся истощения аквабассейна Куфра, что может привести к перемещению к этому оазису части нильской воды.

— Можно ли считать появившиеся сообщения о возможности нанесения ударов по объектам Искусственной реки исключительно плодом информационной войны? И как это отразится на боевом духе сторонников Каддафи?

— Что касается появившихся в средствах массовой информации сообщений о возможности бомбардировки ВИР авиацией НАТО, то это означало бы, что Организация Североатлантического договора сознательно взяла курс на удушение ливийского народа, под предлогом спасения которого Ливию четыре месяца бомбят самолеты западных держав, совершившие уже почти 15 тысяч боевых вылетов. А теперь добавьте к этому сообщения о выводе из строя трубопровода, по которому в Триполитанию поступает нефть. Оставить ливийцев без воды и без бензина и тем самым победить Каддафи — вот на что, похоже, рассчитывает НАТО.

С другой стороны, нельзя не видеть, что население Триполитании готово биться до конца, и, думаю, ударами по нефтепроводу или по ВИР эту решимость сломить не удастся. Ведь жители Триполи отдают себе отчет в том, что победа мятежников принесет с собою, скорее всего, не установление демократии, а "сомализацию" страны. Не стоит забывать в этой связи о неизжитых регионалистских представлениях, о стремлении сражающихся в рядах повстанцев исламистов свести счеты с тириполитанскими "еретиками", о вражде между различными племенами и между арабами и берберами. Кроме того, триполитанцы видят, какая судьба постигла населенные пункты, захваченные "борцами за свободу" на западе Ливии, где, по свидетельству "Хьюман Райтс Уоч", они совершали поджоги, грабежи, насилия в отношении гражданского населения. И можно себе представить, что ожидает население Триполи в случае падения города. Как говорили в таких случаях древние римляне, "горе побежденным".

Читайте также по теме:

Ливия в антиарабской традиции Франции

ПВО — ахиллесова пята Муаммара Каддафи

Берберская бомба так и не поразила Каддафи

Сто дней войны: ордер на арест Каддафи

Х.Алияс: силы Каддафи сбивают вертолеты НАТО

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить