Датский фрегат отправил пиратское судно на дно

Cо ссылкой на опубликованный в понедельник официальный отчет НАТО информационные агентства распространили информацию о том, что в ходе патрулирования близ Сомали датскому фрегату Absalon удалость потопить крупный пиратский корабль. Причем, далеко не рядовой.

Он служил морским разбойникам плавучей базой. Ее использовали для транспортировки быстроходных катеров, с помощью которых совершались нападения на торговые суда, а также перевозилось оружие.

Экипаж потопленного корабля был эвакуирован и отправлен на берег. А мировые СМИ задаются вопросом: почему флибустьеры не были арестованы для обмена на захваченных ранее гражданских моряков. Ведь их в плену у сомалийских пиратов на данный момент, согласно оценкам, томятся около 120 человек, а, кроме того — пять коммерческих судов.

Как следует из информации представителя военно-морских сил НАТО по борьбе с пиратством Шоны Лоув, база была затоплена в воскресенье, 28 февраля, до того как морские разбойники заняли удобную позицию в Аденском заливе для атаки. А командующий операцией датский командор Кристиан Руне подчеркнул, что отныне пиратские корабли будут уничтожаться до выхода в открытое море.

Ныне с сомалийскими пиратами борется коалиция военно-морских сил 16 стран. В сутки через Аденский залив проходит до 250 судов, а в год — до 20 тысяч.

В дополнение к военно-морским силам НАТО, которые в рамках антитеррористической операции Enduring Freedom находятся в этом районе с 2002 года, к берегам Сомали свои корабли подтянули Индия и Южная Корея. Активно противодействует пиратам Евросоюз. Задачи по патрулированию и сопровождению судов в регионе выполняют и корабли военно-морского флота России.

В августе прошлого года НАТО начала военно-морскую операцию Ocean Shield. В ее рамках помимо первоочередной задачи — борьбы с пиратством — предполагается также помочь странам региона разрабатывать и предпринимать соответствующие собственные меры.

Читайте также: "Зачистить" морских пиратов придется на берегу

Власти Сомали сами не могут справиться с бандитами и даже предлагали Российской Федерации разместить на своей территории военно-морские базы. Правда, правительство, которое признает мировое сообщество, на деле контролирует лишь часть столицы — города Могадишо. Как единое государство Сомали перестала существовать в 1991 году, после падения режима Сиада Баре, правившего с 60-х годов прошлого века. Ныне разобщенные части страны находятся под контролем различных сил, которые по-разному относятся к проблеме объединения.

Фото: AP

Из-за обострившихся экономических проблем с 2004 года в этом районе стало очень быстрыми темпами развиваться морское пиратство. Как и в старые времена, флибустьеры догоняют тихоходные торговые суда, обстреливаютихиз автоматов и гранатометов и высаживают десант. Операция длится 10-20 минут. Гражданские моряки, если не сумеют воспрепятствовать высадке пиратов, предпочитают больше не сопротивляться — поскольку, по неустановленным правилам, это гарантирует им жизнь.

Разумеется, наивно полагать, что новоявленный "бизнес" тотчас же не нашел себе "покровителей". Ведь он обеспечивает огромную прибыль. Отнюдь не безграмотные сомалийские крестьяне и рыбаки, которые переквалифицировались в морские разбойники, разрабатывают схемы передачи выкупа за суда и людей, добывают оружие и быстроходные катера, спутниковые телефоны и приборы спутниковой навигации.

Иными словами, сомалийское пиратство, почвой для которого послужило обнищание местного населения, ныне превратилось в хорошо оснащенный высокодоходный криминальный бизнес.

И противодействовать ему приходится, как говорится, всем миром. 16 декабря 2008 года Совет Безопасности ООН разрешил бороться с пиратами не только на море, но также на суше и с воздуха.

Последняя акция датского военного корабля Absalon демонстрирует, каким образом на практике военные корабли могут впредь вести с ними борьбу.

Вот что в связи с успехом датского военного корабля Absalon сказал "Правде.Ру" ветеран Советского военно-морского флота, вице-адмирал Владимир Березин:

— Не могу назвать эту акцию беспрецедентной, как о ней стали говорить. Разве что имеют в виду сам факт затопления судна. Возможно, проведенного демонстративно. Ведь пиратов захватывали и раньше.

Но определенно хочу заявить, что пиратство — это зло, с которым нужно бескомпромиссно бороться. Поэтому я приветствую решительные действия датчан. Добавлю, что наивно пытаться, как полагают некоторые СМИ, вести цивилизованные переговоры об обмене пиратов на плененных моряков. Человеческая жизнь там ничего сейчас не стоит. А жизнь пирата — тем более. На место захваченного пирата всегда встанут новые. Голодных ртов там ныне хватает.

Прежде всего, поэтому нужно наглядно продемонстрировать, что мировое сообщество решило искоренить данное явление. Не должно быть никакой пощады тем, кто стрижет с пиратства купоны.

Я сам дважды бывал в Сомали. В 70-е годы заходили туда под командованием адмирала Николая Ивановича Ховрина. Поэтому знаю этот регион не понаслышке. И уверен, что нынешние его проблемы, порождающие и пиратство, нужно решать при взаимодействии всего мирового сообщества. Да, силовая составляющая борьбы с пиратством важна и необходима, но делать ставку только на нее нельзя. С сомалийским пиратством мир не покончит до тех пор, пока не изменятся экономические условия жизни жителей этой страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Владимир Потапов
Владимир Потапов — журналист, ответственный секретарь газеты, обозреватель
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить