Алжир ведёт плохую игру, отказываясь от МиГов

Алжир начинает военно-политическую игру. Но отказываться от первоклассного российского оружия только потому, что это дает политические выгоды – прямая дорога к государственному перевороту. Пока же очевидно, что срыв сделки по поставке в Алжир МиГов – следствие козней Франции, не подкреплённых качеством её самолётов.

Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика встречался с президентом РФ Владимиром Путиным. Одна из главных тем - военно-техническое сотрудничество. В преддверии визита много шума наделала новость о том, что Алжир собирается вернуть России 15 истребителей МиГ-29, поставив под угрозу контракт в 1,2 миллиардов долларов.

В 2006 году во время визита президента Владимира Путина в африканскую страну Россия и Алжир подписали пакет контрактов суммарной стоимостью более 7 миллиардов долларов. Согласно этим контрактам, Алжир должен был получить 36 истребителей МиГ-29 на сумму более 1,5 миллиардов долларов, 28 истребителей Су-30, 16 учебно-боевых самолетов Як-130, восемь дивизионных комплектов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 "Фаворит", а также 185 танков Т-90С общей стоимостью несколько сотен миллионов долларов.

Конфликт возник вокруг 15 истребителях МиГ-29СМТ, переданных алжирской стороне в 2006 - 2007 годах. По контракту Россия обязалась поставить 28 одноместных МиГ-29СМТ и 6 двухместных истребителей МиГ-29УБ. Однако в мае прошлого года заказчик неожиданно приостановил прием российских самолетов. И потребовал забрать их обратно, мотивировав свое решение наличием бывших в употреблении деталей и отдельных узлов низкого качества в комплектации истребителей.

Примечательно, что это первый подобный инцидент - ранее ни один иностранный заказчик на закупаемое в России вооружение не жаловался. Однако известно, что корпуса самолетов действительно были не новыми - они произведены в 90-е годы, но это было оговорено в контракте. Зато вся электронная начинка и техническое оборудование в истребителях были новым.

Как бы то ни было, но соглашение о возврате машин подписано. Однако о полном разрыве контракта речь не идет. Самолеты действительно будут возвращены в Россию в течение ближайших месяцев. Алжиру же взамен предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35. Правда, их стоимость на 5 - 10 миллионов долларов выше. Возможно, заказчик примет обратно забракованные истребители после устранения вызвавших недовольство алжирской стороны неполадок.

Впрочем, эти претензии вполне могут иметь и политическую, и коммерческую подоплеку. В последнее время французские коллеги очень настойчиво продвигают на этот рынок свои истребители Rafale. Президент Николя Саркози стал вести гораздо более агрессивную политику на оружейном рынке. Но что же могут предложить французы алжирцам взамен российских МИГов?

Эксперты сходятся во мнении, что этот самолет фирмы Dassault в два с лишним раза моложе своего конкурента из России. Однако эти заявления не выдерживают никакой критики: по боевым качествам последние модификации МИГ-29 ничем не уступают "Рафалю". То же самое подтверждают показатели спроса на российские и французские самолеты.

Так, если за всю тринадцатилетнюю историю "Рафаля" покупателей на него так и не нашлось, то МИГ-29 приобретали сотнями. Истребители Rafale представляют собой многоцелевой истребитель, ориентированный в основном на ведение воздушных боев. Максимальный взлетный вес машины составляет 24,5 тонны, максимальная скорость - 2125 километров в час, крейсерская - 1110 километров в час. Боевая нагрузка самолета в перегрузочном варианте составляет 9,5 тонн. Это и неудивительно, поскольку французские машины гораздо хуже российских самолетов.

Заметим, что французский самолет не выдерживает борьбы и с основными конкурентами МИГ-29 – американскими F-16. То, что российские МИГи почему-то вдруг вызвали у алжирских властей резкое неприятие настораживает Казалось бы, договоренности о поставках российского вооружения сулили выгоду Алжиру. Это могло частично покрыть задолженность страны Советскому союзу (другая часть долга должна была быть погашена за счет других договоренностей, уже не касающихся поставок военного вооружения).

Кроме того, алжирцы уже привыкли работать с военной техникой советского и современного российского образца, ведь Россия является традиционным поставщиком вооружений в Алжир еще с советских времен.

При этом Алжир, например, никогда ранее не закупал французские Rafale. Эта страна вообще станет первым их импортером в мире. Не говоря уже о том, что алжирской стороне их покупка обойдется дороже, чем российские МИГи, и что алжирские летчики никогда не летали на французских истребителях, в то время как российскую военную технику они прекрасно знают.

Но решения сейчас принимают не военные, а толстые кошельки - компания «Сонатрак» и министр энергетики и добывающей промышленности Шакиб Хелиль, которые ориентируются на США. Однако, учитывая то, что Париж считается союзником Вашингтона в рамках трансатлантического альянса, а далекая Москва сейчас все больше ориентируется на тихоокеанский и дальневосточный регионы, Алжир предпочел французские Rafale российским МИГам.

Кроме того, правительство Николя Саркози уже разрабатывает конкретный проект интеграции с североафриканскими странами, в том числе и Алжиром. Этот проект носит название Средиземноморского союза. Создание этого союза уже положительно оценили в Северной Африке, ведь он сулит немалые дивиденды его участникам.

Так, южные соседи Франции в Северной Африке получают необходимые инвестиции для развития нефтегазовой инфраструктуры и финансовую поддержку своих европейских соседей, а Франция в свою очередь – возможность превратить Северную Африку в свою монопольную сырьевую базу и диверсифицировать поставки. Кроме того, проект Средиземноморского союза основывается на реально существующем еще с колониальных времен едином региональном пространстве.

Так что в Алжире в очередной раз дали понять Москве, что ради долгосрочного сотрудничества с Вашингтоном и тесной интеграции с Парижем арабы пока готовы принести в жертву сотрудничество с Россией. Похоже, что в Кремле понимают все эти тонкости приоритетов алжирской внешней политики и оказывать давление на Алжир, скорее всего, по части МиГов не будут.

Впрочем, пока его долг еще не списан Россией, у Владимира Путина есть сейчас хороший шанс договориться с Абдельазизом Бутефликой по ключевым вопросам сотрудничества. Например, о координации совместных российско-алжирских усилий в рамках форума стран.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить