Кристина Киршнер переизбрана на второй президентский срок

Аргентина: триумф "семейного" подряда

В минувшее воскресенье Кристина Фернандес Киршнер, возглавляющая партию "Фронт за победу", уже в первом туре была переизбрана на второй подряд президентский срок, получив более 50 процентов голосов избирателей — показатель, невиданный для Аргентины. Только Хуан Перон набирал в 1951 и 1973 годах 60 процентов. Оппозиция разгромно проиграла, за ближайшего преследователя социалиста Эмеса Биннера проголосовало всего лишь 17 процентов пришедших на выборы.

За последние два десятилетия тандем супругов Киршнер, который в Аргентине называют "модель К", проделал большой путь от провинциальных политиков до самого известного супружеского президентского союза в демократическом мире. История "модели К" началась в 2003 году после того, как неожиданно для самого себя Нестор Киршнер выиграл выборы ввиду отказа от участия во втором туре Карлоса Менема. Прежде всего Киршнер преобразовал одно из крыльев перонисткой Хустиалистической (Partido Justicialista) партии в партию "Фронт за победу" и стал основателем тандема, который в стране называют "киршнеризмом".

Кристина Фернандес появилась в большой политике гораздо раньше мужа. В конце 80-х она начала политическую карьеру в качестве депутата местного совета, а позднее была избрана в парламент страны. В 1991 году, когда ее муж был впервые избран губернатором провинции Санта-Крус, Кристина была уже сенатором. В 2007 году она стала у руля государства благодаря "обмену ролями" с Нестором, призвавшим народ голосовать за супругу. До сих пор не разглашается причина его отказа от выдвижения на второй мандат. Но недавняя смерть от инфаркта говорит в пользу версии о плохом состоянии здоровья.

За четыре года Нестор сделал почти невозможное. Экономический рост к 2007 году составлял 8 процентов ВВП в год, в страну стали поступать иностранные инвестиции, уменьшилась безработица и бедность. Это увеличило его рейтинг вдвое, что позволило Кристине победить во втором туре с 45, 3 процентами голосов избирателей. Однако первый мандат складывался для нее очень трудно.

Оппозиция, поддерживаемая Вашингтоном, вдохновенно играла на трудностях, связанных с международным финансовым кризисом. Крупные агропромышленники объявили ей войну. Они блокировали главные трассы страны и саботировали подвоз продуктов в города. В стране начались "кастрюльные марши" — средний класс вышел поддержать сельскохозяйственных олигархов. И тогда Кристина обратилась к народу. "Мне не все равно. Я всегда буду на стороне самых незащищенных", — заявила она и призвала средний класс не верить тому, что говорят и пишут в СМИ, попадая в ловушки олигархов.

Кроме того США, пытаясь не допустить присоединения Аргентины к антиамериканской коалиции (блок ALBA), развернули в СМИ компанию под лозунгом: "Чавес тайно финансировал выборы Кристины". Но это была плохая идея, и она не сработала, поскольку именно Уго Чавес помог Аргентине выбраться из ловушки неолиберальной модели экономики, продавая нефть по льготным ценам.

Во внешней политике Киршнеры, не впадая в антиимпериалистическую риторику, последовательно дистанцировались от США, сделав ставку на региональные союзы. Нелегким испытанием стала для Кристины смерть мужа в 2010 году. Но как это ни пародоксально несчастье вдохнуло новую жизнь в ее политическую карьеру. С тех пор ее рейтинг никогда не опускался ниже 50 процентов.

Читайте также: Аргентинский "магнит" для России

Внутри страны тоже были сделаны грандиозные преобразования. "Модель К" разбила монополизм и снизила влияние мощных олигархических кланов и подвластных им СМИ, иерархов католической церкви, традиционно сильных военных, и профсоюзной бюрократии. От авторитаризма Перона в экономике тоже ничего не осталось. Был сделан решительный поворот к монетаризму и развитию рыночной экономики. Кристине Фернандес со своей командой удалось достойно пройти мировой финансовый кризис, благодаря выгодным мировым ценам на главные экспортные сельскохозяйственные культуры и поддержке новых партнеров, особенно Китая.

Были введены протекционистские пошлины, защитившие внутренний рынок. Имея 8 процентов прироста ВВП в год и стабильный доход от экспорта, правительство провело в жизнь важные социальные программы. Была национализирована пенсионная система, введены выплаты в поддержку семьи и материнства, проведена компьютеризация школ (под лозунгом: "Каждому ученику средней школы -компьютер"), резко снизилась безработица, установлен прожиточный минимум с его привязкой к минимальной заработной плате.

Конечно, стране предстоит решить серьезные проблемы. Это инфляция, высокий уровень преступности, коррупция и регрессивная система налогообложения, введение которой было оправдано для достижения стратегической цели — стимулирования макроэкономической эффективности. Но выборы показали, что аргентинцы верят в "Фронт за победу" и его способность эти задачи решать.

Однако почему так катастрофически проиграла оппозиция? Она продемонстрировала нежелание объединить усилия и скатилась в откровенную необъективность, не признавая ни одного достижения "модели К". Гораздо продуктивнее было бы предложить альтернативную программу развития на базе достигнутого, чем вести пустую идеологическую борьбу. Избиратель испугался, когда ему пообещали будущее с перемоткой в прошлое. 24 октября 2011 года аргентинцы проснулись в новой стране с морально раздавленной оппозицией, лидеры которой уже пообещали уйти в отставку. Кристина Фернандес в своем обращении к народу пообещала "развить модель К". Что это означает, узнаем в ближайшее время.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *