Бикини – атомный остров невезения

25 июля 1946 года на атолле Бикини американцы провели первый подводный атомный взрыв. Бикини — спокойная сине-зеленая лагуна в ожерелье из 23 песчаных клочков суши в архипелаге Маршалловых островов — в большей степени сегодня ассоциируется со знаменитым купальником, ставшим провозвестником сексуальной революции, нежели с грандиозным парадоксом атомного века.

Между тем, первый в истории подводный ядерный взрыв на тихоокеанском атолле произошел в том же году, когда публике был представлен сверхоткрытый пляжный костюм от французского кутюрье Луи Реара.

Ядерные испытания состоялись 25 июля 1946 года. Впрочем, речь сегодня не столько о самом взрыве, сколько о недалекости планировщиков Пентагона, совершенно не представлявших себе возможных последствий своей активности.

Райский остров привлек американцев тем, что он расположен на отшибе воздушных и океанских трасс. В декабре 1945 года президент США Гарри Трумэн издал директиву на проведение испытаний ядерного оружия, "чтобы определить эффект поражения атомными бомбами американских военных кораблей".

Единственной помехой для исторического эксперимента стала маленькая группа из 167 островитян Бикини. Военный губернатор Маршалловых островов Бен Вьятт в воскресенье после обедни собрал местных жителей, и спросил — готовы ли они временно уехать с острова, чтобы США смогли испытать атомные бомбы "для пользы человечества и прекращения навсегда всех война на Земле"? Местный король Джада, после долгого обсуждения с соплеменниками, выступил вперед и изрек: "Мы поедем, потому что все в руках господних!"

А в Америке тем временем спешно завершалась подготовка к операции "Перекресток". К участию в ядерных испытаниях привлекли 242 судна, 156 самолетов, 25 000 постов дозиметрического контроля. В испытательную программу было вовлечено более 42 000 американских военнослужащих и гражданских специалистов. Первыми на Бикини доставили подопытных животных — 5400 крыс, коз и свиней. До этого американцы провели всего три атомных взрыва — испытательный в Аламогордо и два боевых в Хиросиме и Нагасаки. Пентагон интересовала ядерная уязвимость их флота. Поэтому в лагуну Бикини прибуксировали целую эскадру из 71 корабельного вымпела: собственные списанные и трофейные японские корабли. Первое изделие Able мощностью 23 килотонн 1 июля 1946 года подорвали в атмосфере нал эскадрой. Но ветер отнес сброшенную на парашюте бомбу на 600 метров левее, и поэтому только пять кораблей затонуло. Кстати, на этих испытаниях присутствовал приглашенный в качестве наблюдателя советский физик-ядерщик М. Мещеряков (три года спустя это ему позвонил Л. Берия перед докладом Сталину о первом советском взрыве — все ли вышло так, как у американцев на Бикини?)

Спустя 23 дня взорвали второе изделие Baker — точно такое же, как сброшенная на Нагасаки бомба Mk-3A. Она была помещена в водонепроницаемую оболочку и спущена под воду на глубину 27 метров. Восемь кораблей-мишеней были потоплены, среди них: авианосец Saratoga, линкоры Arkansas, Nagato, десантный корабль LSM-60, подводные лодки Apogon, Pilotfish, сухой док ARDC-13, баржа YO-160. Еще восемь судов оказались изрядно повреждены.

В Советском Союзе первый подводный атомный взрыв был проведен лишь девять лет спустя, 21 сентября года 1955 года, на Северном испытательном полигоне Новая Земля в районе Губы Черной. Но в отличие от американской бомбы испытывалось действительно морское оружие. На глубине 12 метров подорвали боевое зарядное отделение торпеды. Мощность взрыва составила 3,5 килотонны.

Что касается островитян Бикини, то на американской десантной барже их вывезли на расположенный в 125 милях к востоку необитаемый атолл Ронгерик. Их снабдили запасом пищи, но ее хватило всего на несколько недель. Местная растительность приносила гораздо более скудные плоды, чем на родном Бикини, а рыба в лагуне оказалась несъедобной. Переселенцы голодали и просили вернуть их домой.

К марту 1948 года до американских чиновников, наконец, дошло, что депортированные могут просто вымереть от голода. Этих детей природы срочно вывезли на ближайшую авиабазу атолла Кваджалейн, и поселили в палатках вдоль бетонной взлётно-посадочной полосы. Той же осенью бикиняне были переселены в третий раз — на остров Кили. Но там не оказалось лагуны, а в бурном океане переселенцы снова оказались не в состоянии добыть себе пропитание. Но американские благодетели решили, что на этом с благотворительностью пора заканчивать. И старались не вспоминать выселенных с Бикини целых 20 лет.

Тем временем американцы продолжали уродовать их райский уголок. Всего было проведено 23 ядерных испытания. Рано утром 1 марта 1954 года на поверхности рифа в северо-западном углу Атолла Бикини был взорван "Браво" — прототип термоядерной бомбы TX-21 мощностью 15 мегатонн

Коралловый барьер рифа оказался разломленным — в нем образовалась брешь шириной около мили. А спустя три часа над атоллом Ронгелап, приблизительно в 125 милях к востоку от Бикини, подобно снегу выпал белый пепел. С ним стали играть дети. Ночью у всех отрылась рвота и диарея, на острове началась паника. Пострадавших от радиоактивного поражения только несколько дней спустя доставили на атолл Кваджалейн. В общей сложности около 840 жителей тихоокеанских атоллов умерли от раковых и других заболеваний, вызванных американскими ядерными испытаниями.

После 23 взрывов, ядерные испытания на Бикини были прекращены в 1958 году.

В 1967 году американские правительственные учреждения наконец сочли возможным возвращение жителей на Бикини, что торжественно пообещал 540 бикинянам президент Линдон Джонсон. Американская Комиссия по ядерной энергии заверила островное население, что ее усилия по очистке Бикини оказались успешны, и нет никакой остаточной радиации, способной оказывать влияние на растительный и животный мир атолла.

Однако официальным заверениям поверили не все, вернулись только 150 бывших жителей. Как тут не вспомнить островного короля с его верой в провидение — в сентябре 1978 года с Бикини вновь, срочно, не спрашивая на этот раз ничьего согласия, эвакуировали всех. Американские врачи сочли "невероятным" содержание радиоактивного цезия-137 в организме абсолютно каждого местно жителя.

Сегодня на острове можно жить, можно даже питаться выловленной в лагуне рыбой. Категорически нельзя, однако, употреблять в пищу ничего, что на острове произрастает. Этого не разгадали американские радиологи, а возвращенцы начала 70-х, естественно, даже не догадывались о невидимой угрозе, исходящей от кокосов и бананов. Сегодня они боятся возвращения — не за себя, а за детей, которых невозможно удержать от ярких и вкусных тропических соблазнов. Они требуют, чтобы Соединенные Штаты вернулись их исконную землю к тому состоянию, в котором она пребывала от века и до 1946 года. Островитяне считают, что выделенные американским правительством 200 млн. долларов неадекватны масштабам необходимой рекультивации атолла Бикини. Между тем, есть основания полагать, что будущее благополучие атолла погребено в его лагуне. Это так называемый "атомный флот", потопленный в ходе испытаний — настоящий парк Холодной войны для дайверов. Здесь на глубине всего 12 метров лежит авианосец "Саратога", рядом — флагман императорского флота линкор "Нагато", откуда японский адмирал Ямомото произнес в эфир знаменитое "Тора, тора, тора!" — кодированный приказ к атаке на Перл-Харбор. И еще семь кораблей — две субмарины, еще один линейный корабль, два эскадренных миноносца и два военных транспорта. В июне 1996 года первых посетителей принял курорт Бикини, единственный в своем роде. Его ежегодный доход превышает полмиллиона долларов. Условия здесь весьма спартанские — ни тебе Интернета, ни мобильника. Нет даже банкоматов, поэтому туристов специально предупреждают от необходимости иметь при себе наличные. Вместе с напитками пребывание на Бикини стоит три с половиной тысячи долларов. Каждому гарантируют за неделю 12 незабываемых погружений. В саму историю непосредственно.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить