За серией взрывов в Колумбии могут стоять США

CША взрывают Колумбию "наркобомбами"

За два первых дня февраля в Колумбии было совершено четыре террористических акта, в результате которых погибло около 20 человек и более 100 ранены. Две первые бомбы, заложенные в транспортные средства, взорвались возле полицейских участков городов Тумако и Вилла-Рика, затем была забросана гранатами воинская часть и последняя бомба взорвалась около отеля.

Власти сразу возложили ответственность на левацких повстанцев из Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC - Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia). Они контролируют около 20 процентов территории - в основном труднодоступные районы центра и юга, прилегающие к Андам и выходящие к Тихому океану.

По мнению властей, группировка FARC полностью восстановилась после того, как была практически обезглавлена. За три последних года в результате бомбардировок или от рук наемных убийц пали ее лидеры Рауль Рейес, Альфонсо Кано, Иван Риос и основатель и бессменный лидера группировки 78-летний Мануэль Маруланда.

Читайте также: ЦРУ заражает раком лидеров Латинской Америки?

Мнение правительства разделяют и колумбийские аналитики. Так, научный сотрудник Corporación Nuevo Arco Iris и специалист по партизанскому движению Ариэль Авила полагает, что этими акциями "FARC показывают, что восстановились после убийства в ноябре прошлого года своего лидера Альфонсо Кано". Однако, по мнению министра обороны Хуана Карлоса Пинсона, в действиях партизан появились новые элементы. Они вступили в союз с наркомафией - в частности, с крупнейшей в регионе бандой Los Rastrojos.

Однако эта версия не подтверждается ни специалистами, ни населением.

"Никакого альянса (между FARC и Los Rastrojos - Ред.) не было", - утверждает Авила. "Версии разные. Первая - что это дело рук FARC, вторая - борьба за передел собственности между наркобандами. Пока не ясно. Ясно одно, что 'Los Rastrojos' не заинтересованы в обострении отношений с правительством", - цитирует Авилу колумбийское издание ElPais.

Местные же жители из наиболее пострадавшего города Тумако (порта, расположенного на границе с Эквадором, и крупного перевалочного пункта наркотрафика) вообще утверждают, что группировка FARC не имеет никакого отношения к взрывам. "Все знают, чьих это дело рук, но предпочитают молчать", - пишет колумбийская газета Semana. "Мало, кто говорит здесь о FARC, все говорят о Los Rastrojos. А больше помалкивают, люди не верят властям, полиция коррумпирована, а бандиты могут убить за любое слово. Мы все здесь заложники", - утверждает один из жителей.

Читайте также: 600 миллионов - против США

Официальный сайт FARC также не подтверждает свою причастность к прошедшим терактам. Действительно, трудно предположить, что после того, как новое руководство группировки в лице Тимолеона Хименеса (Timochenko) заявило о готовности начать политическое урегулирование конфликта, и в разгар трудных переговоров об освобождении из плена шести (по другим источникам десяти) военнослужащих колумбийской армии партизаны пойдут на такие необдуманные акции.

Не выгодно обострение и президенту Хуану Мануэлю Сантосу, сменившему на этом посту союзника США Альваро Урибе. Сантос сделал ставку на нормализацию отношений с FARC и Венесуэлой, которую Урибе обвинял в пособничестве партизанам. Именно Сантос значительно снизил влияние США в стране, в частности американского Управления по борьбе с наркотиками (DEA), сделал ставку на собственные силы и начал политический процесс урегулирования, который за 48 часов в первые дни февраля был сведен на нет.

Президент назвал лидеров FARC лицемерами и заявил, что нападения были "трусливыми и бездумными, и они делают невозможным мирное урегулирование".

Но даже в его словах просматриваются нестыковки в официальной версии: "Сначала они объявляют об освобождении (заложников), а затем атакуют нас". Действительно, нелогично. Ни наркобаронам, ни партизанам, ни правительству обострение обстановки не было нужно. Тогда кому?

Читайте также: Венесуэла и Колумбия провели "ночь мира"

Вероятно, местному нарколобби и Госдепартаменту США, который давно используют войну против наркотрафика в политических целях. Не случайно Президент Боливии Эво Моралес заявил, что после изгнания DEA с территории страны, многие наркобанды были уничтожены или значительно снизили активность. Аналогичные заявления делал и Уго Чавес, поддерживающий FARC как боливарианское крестьянское движение, которое изначально было направлено против захвата земель латифундистами, а с начала 90-х годов выступает против американских корпораций, получающих лицензии от государства на разработку недр страны.

По мнению колумбийского политолога и аналитика Рамона Химено, США в течение десятилетий использовали свои представительства по борьбе с наркобизнесом для мониторинга и разведки в латиноамериканских странах. "ЦРУ, DEA и другие спецслужбы США, созданные для борьбы с терроризмом, в Колумбии действовали давно, начиная с 60-70-х годов, и занимались как секретными политическими вопросами, так и публичными темами, такими как партизаны, всячески увязывая последних с распространителями наркотиков", - считает он.

"Вмешательство этих служб рассматривается как негативный фактор во всей Латинской Америке. Нет никаких сомнений, что DEA устанавливает связь между низшими звеньями производства наркотиков и наркотрафиком, получает информацию о всех нелегальных группировках, которые по подпольным каналам снабжают оружием и информацией террористические группы", - считает аналитик.

Читайте также: Колумбия остается без "твердой руки"

Имея подобную информацию и полувековую историю преследования, FARC, внесенная США в список террористических организаций, уже давно должна была быть ликвидирована, но реальность далека от деклараций правительства США. Таким образом, очевидно, что взрывы вполне могли быть организованы их спецслужбами для восстановления своего влияния в Колумбии и исключения мирного урегулирования конфликта, который, как и в Афганистане, способствует увеличению производства кокаина и его трафика в Штаты.

Что же касается таких методов борьбы, как похищение людей и участие в наркотрафике, то да, это сильно подрывает доверие к FARC у мирового сообщества. Но, как говорят сами колумбийцы, вся страна посажена "на иглу". Наркотик кормит крестьян, которые выращивают коку, заводчиков, изготавливающих кокаин, бандитов, его переправляющих, партизан, которые его отбирают и перепродают, силы самообороны (Paramilitares), которые охраняют наркобаронов, элиты и американские предприятия, полицию, которая крышует всех, кто заплатит. Список можно продолжать по всей вертикали власти.

И дойдя до президента Сантоса, можно погадать о мотивах его предложения в ноябре прошлого года по легализации наркобизнеса на международном уровне. По мнению Сантоса, это снизит уровень насилия и преступности. А может быть, просто легализирует доходы, в том числе и его собственные?

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *