Тихий юбилей «тихих американцев»

The Quiet American – название романа Грэма Грина, написанного в далеком 1952 году – стало нарицательным для сотрудников ЦРУ, действующих под прикрытием. Уже тогда методы «тихих американцев» за рубежом вызвали яростное неприятие писателя. А ведь это была только самая заря…

Свой 60-летний юбилей Центральное разведывательное управление США (странно, что, наплодив у себя федеральных агентств, в России по инерции CIA переводят на советский манер) если и отмечает, то узко-келейно, безо всякой внешней помпы. Решение выглядит разумным. На фоне опубликованных в начале минувшего лета так называемых «Фамильных драгоценностей» (архива рассекреченных файлов о противозаконных операциях) реляции об успехах в боевой и политической подготовке американских разведчиков сегодня вряд ли уместны.

Историки ЦРУ утверждают, что разведка в Америке существовала еще во времена Джорджа Вашингтона, но признают, что до начала второй мировой войны государственной разведывательной структуры не было. Трагедия Перл-Харбора изменила взгляды американского руководства на мировую политику. На следующий день, 8 декабря, США вступили во Вторую мировую войну, и вскоре президент Франклин Рузвельт поставил нью-йоркского адвоката и героя войны Уильяма Донована во главе нового ведомства – Управления стратегических служб (УСС), задачей которой стал сбор и анализ разведывательной информации о противнике.

Читайте подробности в рубрике " Этот день в истории "

После войны УСС наряду со многими структурами, содержание которых показались администрации Трумэна неоправданной тратой бюджетных средств в мирное время, было расформировано. Функции военной разведки разделили между родами войск. Однако обострившееся вскоре соперничество в Европе недавних союзников по антигитлеровской коалиции требовало все новой информации и активных конфиденциальных мероприятий. В 1947 году закон о национальной безопасности учредил ЦРУ в качестве межведомственного координатора разведывательных операций повсюду в мире, за исключением территории США. Первым главой агентства стал Ален Даллес. К 53-му году тайные операции проводились уже в 48-ми странах мира. Если вычесть отсюда страны Варшавского блока, то, по странному стечению обстоятельств, в списке останутся именно те государства, к которым повышенное внимание проявлял крупный американский бизнес.

Возможно, самым крупным достижением в операциях против своего главного противника у американцев стала вербовка полковника Пеньковского, близкого друга начальника ГРУ Серова. Именно Пеньковский раскрыл ЦРУ тайну операции «Анадырь» - переброску на Кубу советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Самым крупным провалом принято считать прерванный советскими зенитчиками полет самолета-разведчика Локхид У-2. Пилот-контрактник агентства Френсис Пауэрс не выполнил инструкции о самоликвидации и выдал СССР всю программу высотной разведки. В течение недели власти США, уверенные, что пилот погиб или покончил с собой, продолжаликатегорически утверждать, что американский самолет залетел на территорию СССР случайно. Ложь администрации Эйзенхауэра, ловко разоблаченная Хрущевым, только усилила репутационный ущерб Америки.

Впрочем, в тайной войне разведок могут быть совсем иные пики со знаками плюс и минус. Их хранят за семью печатями, и до сих пор по старинке. Например, все агентурные дела до сих пор хранятся в картонных папках (возможно, даже с тесемочками!), поэтому спекуляции кинематографистов о сетевом проникновении в «святая святых» являются развесистой клюквой. Отдельные обстоятельства иногда выплывают наружу, но не в случае провалов, а вследствие вмешательства разведки во внутреннюю политику, от чего идеалистически пытался уберечь ЦРУ его первый директор Даллес. Именно вовлечение людей Лэнгли в домашние политические игрища, самым крупным из которых стал Уотергейт , потянуло за собой слишком много неприглядного и откровенно противозаконного. Например, прямая поддержка никарагуанских «контрас», которую запретил Конгресс США. До сих пор не ясна роль ЦРУ в деле «Иран-контра», когда американское оружие тайно продавалось Ирану, а часть выручки шла опять же на помощь никарагуанским контрреволюционерам.

В рассекреченных текстах «Фамильных драгоценностей» Лэнгли содержит сведения о 18 противозаконных операциях, совершенных агентами ЦРУ. В частности – похищение и двухлетний арест советского гражданина в середине 60-х, покушения на жизни иностранных лидеров государств, похищение в 1963 году американских журналистов Роберта Аллена и Пола Скотта, которые в своем материале раскрыли некоторую информацию, касающуюся национальной безопасности.

Еще в середине 70-х годов комиссия сената, расследовавшая факты незаконной деятельности ЦРУ выяснила, что разведка пыталась уничтожить первых руководителей нескольких зарубежных стран, включая Фиделя Кастро, на которого покушались неоднократно. Вскрылась причастность Лэнгли к свержению египетского короля Фарука, президента Гватемалы, иранского премьер-министра. Также оказалось, что ЦРУ пыталось не дать Сальвадору Альенде прийти к власти в Чили, а после того, как он все-таки победил на выборах 1970 года, предпринимались попытки свергнуть его.

«Разведанного» оружия массового поражения, о которое должно было стать оправданием вторжения США в Ирак, у Саддама Хусейна так и не нашли. Эффективность американской разведки все чаще ставится под сомнение в связи с трагическими событиями 9/11. Отсутствие внутриведомственной координации привело к тому, что агентурные данные о подготовке пилотом-смертников прошли мимо внимания аналитиков агентства, поскольку поступили в непрофильное по терроризму подразделение. А самым громким скандалом, потрясшим мировую общественность, стала обнародованная информация о зловещих секретных тюрьмах ЦРУ в Восточной Европе , в которых содержались лица, подозреваемые в терроризме. Их превентивное заключение явилось беспрецедентным нарушением декларированных ООН прав человека, о которых так пекутся в Америке.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить