Много ли пользы принес ядерный саммит?

13 апреля в Вашингтоне завершился саммит по ядерной безопасности, в котором участвовали лидеры 47 стран, включая Россию. Главным итогом встречи стало то, что её участники присоединились к инициативе Барака Обамы обеспечить безопасность уязвимых ядерных материалов. К примеру, целый ряд стран — таких, как Индия, Италия, Китай и Япония — объявили о намерении создать для этой цели дополнительные центры.

С важными инициативами выступила Россия. Начиная с оглашенного ею решения закрыть единственный реактор в стране, вырабатывающий оружейный плутоний. Барак Обама расценил этот шаг как демонстрацию лидерства России в реальных действиях, направленных на ядерную безопасность и способствующих прогрессу в этом направлении.

Кроме того, глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллега Хиллари Клинтон подписали "уточняющий" протокол к ранее заключенному соглашению (2000 г.) об утилизации излишних запасов оружейного плутония. Уместно отметить очевидную позитивную д инамику сотрудничества Москвы и Вашингтона по СНВ и вопросам ядерной безопасности, что дает основания для дальнейшего продолжения диалога.

Как заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая после окончания саммита в Брукингском институте в Вашингтоне, "что касается дальнейшего уменьшения ядерных наступательных потенциалов… Можете не сомневаться, мы к этому готовы". По инициативе России была подписана Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.

Как и ожидалось, не обошлось без обсуждения темы стран-изгоев, отказывающихся соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия, это, прежде всего, Северная Корея и Иран. От имени собравшихся на саммите лидеров, в том числе ведущих мировых держав, президент США Обама предупредил этих нарушителей Договора о том, что им угрожает полная изоляция. И хотя, добавил он, мировое сообщество готово вести соответствующий диалог, но в то же время в отношении Ирана вполне могут быть приняты новые, более жесткие санкции.

Дмитрий Медведев в вышеупомянутом выступлении тоже признал, что санкции в отношении Ирана возможны. "Иран, — сказал он, — создает определенные проблемы. Самое главное сейчас — убедиться в том, что представляет собой его ядерная программа. К сожалению, Иран игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается многозначительными фразами. Но мне, конечно, не хотелось бы, чтобы были приняты санкции, хотя в определенный момент может случиться так, что они станут неизбежными".

Фото: AP

Однако президент сделал важную оговорку: вопрос о санкциях должен решаться с учетом интересов всех стран, — и выразил надежду, что его удастся решить "политико-дипломатическими средствами". При этом он подчеркнул, что санкции в случае их введения должны быть "умными", не наказывать иранский народ, а обеспечивать нераспространение ядерного оружия.

Читайте также: Мир ищет спасения от ядерного терроризма

Главу России эмоционально поддержал президент Франции Николя Саркози. Он тоже внес свои инициативы. В частности, предложил для наказания стран, которые передают ядерные технологии террористам, создать особый международный суд. Участники саммита подчеркнули, что режим ядерной безопасности не должен нарушать право государств на использование атомной энергии в мирных целях.

Безусловно, к реальному эффекту встречи следует отнести решение Канады, Мексики и Чили отказаться от имеющихся запасов высокообогащенного урана. К ним готова присоединиться и Украина, о чем накануне заявил президент Виктор Янукович. Нынешний саммит по ядерной безопасности его участники признали "эффективной формой диалога" и уже договорились провести следующую конференцию в 2012 году в Южной Корее.

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин придерживается совершенно иной оценки. "Нынешний саммит в Вашингтоне, — сказал он корреспонденту "Правды.Ру", — не решил ни одного из важнейших вопросов. И вообще мероприятия подобного рода являются демагогией, что и продемонстрировала нынешняя встреча. Представители иных стран, нарушающих режим нераспространения ядерного оружия, на которые, казалось бы, необходимо оказать давление, на эту встречу просто не приехали. Так о какой ядерной безопасности после этого можно вообще вести речь?" — вопрошает эксперт.

Поясним. Сегодня, кроме ведущей ядерной "пятерки", такое оружие имеют Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. И первые три действительно почему-то были обойдены вниманием. Накануне саммита Египет и Турция обвинили Израиль в обладании ядерного оружия и призвали мировое сообщество решить эту проблему. Но американский президент отреагировал странно. С одной стороны, заявив, что Израиль должен присоединиться к Договору о нераспространении, а с другой, отказавшись "комментировать его ядерную программу".

А вот как прокомментировал "Правде.Ру" итоги саммита Владимир Хрусталёв, эксперт по ядерным технологиям Морского государственного университета имени адмирала Невельского: "Участники договорились об установлении более жёсткого контроля за хранением и перемещением ядерных материалов, в первую очередь на постсоветском пространстве. Администрация Обамы также вынуждена смягчить ядерную стратегию США. По сравнению с предыдущими недавно обнародованная новая в большей степени находится в правовом поле. Она носит явно дискриминационный и провокационный характер только по отношению к Ирану, который ЯО не создал, и доказательств военного характера его работ нет. Однако к нему уже декларативно применяется такая категория, как отсутствие гарантий "неприменения ЯО".

По сути, поднятая в Вашингтоне тема сдерживания ядерного распространения им же и порождена. Я имею в виду американскую внешнюю политику ещё до Обамы. Например, Джордж Буш-младший под предлогом нераспространения напал на Ирак и вел себя таким образом, что спровоцировал, по сути, ядерные кризисы в странах, по отношению к которым открыто оглашались угрозы удара со стороны Америки. Достаточно упомянуть КНДР, которая оказалась вынуждена создать прецедент выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия, а в ядерном клубе появился новый член…

Нынешний саммит не решил и другую ключевую проблему. Ведь сейчас более важно обратить внимание даже не на доступность ядерных технологий для террористов, а на другое. Скажем, Бразилия вынуждена ограничивать доступ на свои ядерные объекты экспертов МАГАТЭ, дабы заранее пресечь возможности для промышленного шпионажа. И в этом есть своя правда: данные инспекций МАГАТЭ, которые иранская сторона передает по двусторонним соглашениям и которые должны быть секретны, постоянно оказываются в западных СМИ!

Вот на что надо обратить внимание. Да и ограничение доступа отдельных стран к развитию мирных ядерных программ только провоцировало поиск разного рода обходных путей. И ясно, что иранский и корейский ядерный кризисы будут иметь продолжение, поэтому международному сообществу многое еще предстоит сделать, да и не все решается на саммитах.

Что касается России, то отказ от единственного реактора в Красноярске по производству оружейного плутония уж точно не приведет к катастрофическим последствиям для обороноспособности нашей страны в краткосрочной перспективе, скажем в ближайшие пять лет", — подытожил эксперт.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить