Американская мечта так и не дала позитивных результатов

Американская мечта - мистификация и провал

Американская мечта… Вот уже два века нам твердят, что приводящая нас в трепет Америка была землей мечтаний и их свершений, а весь остальной мир обречен на неудачу, что Европа умирала с голоду, пока Америка укрывалась сочной зеленью. А если все это было ложью? Если завоевание Запада превратилось в ночной кошмар для тех, кто попал туда, что жизнь бедняков была невыносимо тяжкой, и не только во время бесконечного и так и не завершившегося кризиса 1929? Что если и сегодняшняя Америка не превратилась в обетованную землю, предоставляя отвратительные условия жизни пятидесяти миллионам, содержащимся на продовольственном пайке, и забытым жертвам урагана "Санди"?

Как писал недавно свободомыслящий французский экономист, 90 процентов американского населения в так презираемой ими Европе посчитались бы бедными — нам достаточно включить критерий стоимости частных медицинских услуг и частных школ, подсчитывая стоимость американского образа жизни.

Читайте также: Большая Игра Империи против России

Я не хочу писать ничего провокационного. Однако и до меня многие высокие умы высказывались достаточно провокационно по поводу этих незамысловатых фактов: американская мечта так никогда и не дала позитивных результатов.

Давайте начнем с семнадцатого века и отцов-основателей. Не будем забывать при этом, что климат Северной Америки — один из наиболее непредсказуемых и диких в мире, что там трудно выжить и что развитие Америки главным образом обязано второй индустриальной революции и демографическому взрыву в Европе в последней трети девятнадцатого века! Другими словами, условия жизни в Америке были невыносимыми, и колонизаторы, особенно в зимнее время, часто погибали. Но как же можно было смотреть на это с "широко закрытыми глазами"? Замечательный социолог Даниэль Бурстин в своей прекрасной риторике о демократии дает нам ключ к ответу:

Никогда в мире не возникала более возмутительная, беспринципная и умышленно ложная рекламная кампания, чем та, что была предпринята организаторами американских колоний.

Реклама — это язык, на котором говорит Америка. Реклама — это техника убеждения, производящая эффект зависимости и стимулирование потребительского интереса, включая сюда и религиозные аспекты (протестантизм и пуританизм). Развитие печати привело к большему распространению ложной информации и британской экстремистской политики во времена Кромвеля (что само по себе послужило моделью Океании Оруэлла!). И таким образом, чтобы заселить Америку — холодную и пустынную страну, нужно солгать чуточку больше обычного:

Обнадеживающие преувеличения, полуправда и явная ложь… золото и серебро, источники молодильной воды, изобилие рыбы, изобилие оленины, — конечно все это было обещано…

Несмотря на такие искусные потоки лжи, и учитывая невыносимые условия жизни в мире, еще не узнавшем технических удобств, мы можем понять, почему в начале девятнадцатого столетия насчитывалось лишь три миллиона американцев — в золотой век их цивилизации и литературы. Неуклюжие неудобства американской реальности были по достоинству оценены нашим любимым свидетелем — Алексисом де Токвилем. Во времена Токвиля еще не было потока иммиграции из Европы. Ведь еще не закончилась американская иммиграция на Запад, грубость которого шокировала французских путешественников и писателей:

Многие из этих искателей приключений, что так отважно продвигались вперед в поисках лучшей жизни, уже наслаждались соперничеством в их собственной части страны. Они берут с собой своих жен, вынуждая их разделять с ними бесчисленные опасности и лишения, которые неумолимо поджидают их в начале подобных экспедиций. Я часто встречал на моем пути, даже на краю пустыни, молодых женщин, которые, будучи воспитаны среди удобств больших городов Новой Англии, перешли, почти не имея переходного периода, из состоятельных домов их родителей к лишенным всякого комфорта лесным лачугам.

Условия сравнимы с теми, что мы видим в кинокартинах Джона Форда о героях и пионерах Запада:

Лихорадка, одиночество, и скучная жизнь не разбили живости их надежд. Они слабели и дряхлели, но взгляды их были тверды: они выглядели в одночасье и грустными, и решительными.

Что же послужило мотивом к подобным жертвам? Я бы назвал это идеализмом. Америка — это идеалистическая, а иногда — фанатическая страна, управляемая мышлением, исполненным многочисленных желаний и находящимся под влиянием очарования Библии. И народ там находит наслаждения своим ослепленным взором — в утопии мечта грядет! Я не шучу, я обращаюсь к величайшему гению в литературе — Ф. М. Достоевскому, который в "Бесах" дает нам описание одной забавной сцены:

Мы там нанялись в работники к одному эксплуататору; всех нас русских собралось у него человек шесть, — студенты, даже помещики из своих поместий, даже офицеры были, и все с тою же величественною целью. Ну и работали, мокли, мучились, уставали, наконец я и Кириллов ушли — заболели, не выдержали. Эксплуататор-хозяин нас при расчете обсчитал, вместо тридцати долларов по условию заплатил мне восемь, а ему пятнадцать; тоже и бивали нас там не раз. Ну тут-то без работы мы и пролежали с Кирилловым в городишке на полу четыре месяца рядом; он об одном думал, а я о другом.

Читайте также: Убийство Кеннеди — ритуал иллюминатов?

Достоевский всего лишь объясняет, что всякие дурные условия жизни в Америке общеприняты в стране света, свободы и сознательного народа. Таким образом, одержимыми все обожествляется. Это хорошо, потому что это американское (как бомбардирование в Ираке или Вьетнаме), и потому что остальные люди — это лишь просто дети.

Мы, напротив, тотчас решили с Кирилловым, что "мы, русские, пред американцами маленькие ребятишки, и нужно родиться в Америке или по крайней мере сжиться долгими годами с американцами, чтобы стать с ними в уровень". Да что: когда с нас за копеечную вещь спрашивали по доллару, то мы платили не только с удовольствием, но даже с увлечением. Мы все хвалили: спиритизм, закон Линча, револьверы, бродяг.

Такие рабы-авантюристы названы Шатовым "бумажными людьми". Такова обычная и суровая проницательность Достоевского, который понимает, что любая без исключения американская характеристика будет восхваляться обожателями дядюшки Сэма. Он схватывает предчувствие того, что в будущем Америка будет приводить в восторг многие умы, даже если эта страна добилась своего статуса и процветания благодаря европейским войнам и коммунизму, коммунизму, который отсрочил развитие России (второй по силе стране в 1914) и Китая. Если смотреть с такой точки зрения, то да, можно утверждать, что Америка — это счастливое место.

Подойдем к выводу: мы привыкли утверждать, что человек, увлеченный Америкой — это либерал. Но кто такой либерал в глазах Достоевского?

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.

В сегодняшней Франции и Европе у нас довольно лакеев, и как бы сказал великий Вильям, американская мечта понапрасну сотрясает воздух на подмостках…

Читайте самое актуальное в разделе "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить