Американцы не довольны внешней политикой Обамы

Владимир Путин затмил Барака Обаму

Президент Барак Обама пришел к власти в 2008 году во многом на волне недовольства американцев внешней политикой президента Буша, втянувшего страну в войну в Ираке. Две трети американцев считают, что Обама в этой области показал себя не лучше, чем его предшественник. На "передовые международные позиции" выдвигается российский президент.

Согласно новому статистическому опросу Reason-Rupre, 64 процента американцев полагают, что во внешней политике Обама" хуже Буша или также плох", а 74 процента опрошенных заявили, что было бы "неразумно" для Соединенных Штатов нанести воздушные удары по Сирии (одобрили только 17 процентов). Те же 64 процента респондентов считают, что не надо наносить удары, чтобы "сохранить доверие к Америке" (имеется ввиду выполнение обещания данного Обамой нанести удар в случае, если правительство Сирии перейдет "красную черту", применив химическое оружие), а 26 процентов согласны с мотивацией Обамы. Опрос был произведен по мобильной связи 4-8 сентября среди 509 человек. Из респондентов 38 процентов заявили, что они "независимые", 29 - поддерживают демократов и 23 — республиканцев. Погрешность опроса составляет 3,7 процента.

Рейтинг российского президента Владимира Путина, согласно опросам Левада — Центра в последние полтора года держится на уровне 62-65 процентов и не хочет падать, несмотря на многочисленные негативные пророчества западных и доморощенных прорицателей. Российские респонденты отвечают на вопрос: одобряют ли они деятельность президента Путина, при этом не выделяется его внешнеполитическая деятельность.

Читайте также:  Химоружие в обмен на мир. Сирия - за?

Но после того как Путин впервые твердо поддержал легитимное правительство Сирии, его рейтинг должен увеличиться. "Будем ли мы помогать Сирии? Будем. И сейчас помогаем, мы поставляем оружие, сотрудничаем в экономической сфере, надеюсь, больше будет сотрудничества в сфере гуманитарной, в том числе в поставках гуманитарной помощи", — заявил глава России на саммите G-20. Согласно опросу Фонда Общественное мнение (ФОМ), три четверти россиян (77 процентов) не поддерживают проведение международной военной операции в Сирии. Если военное вмешательство все-таки произойдет, то 40 процентов россиян считают, что РФ участвовать в этом не должна и 18 процентов — что в таком случае России следует выступить на стороне официальных властей.

В статье "В то время как Обама взял паузу, Путин выдвигается на первый план" (As Obama Pauses Action, Putin Takes Center Stage) газета The New York Times пишет, что российский президент в результате крупного дипломатического успеха по сирийскому вопросу "затмил" президента Обаму и выдвинулся на позиции мирового лидера. Причем он достиг своей цели "за счет Вашингтона", убедив Обаму не настаивать на уходе Асада, и, через Совет Безопасности ООН, заставив его действовать в одностороннем порядке.

"Россия сделала себя незаменимой в решении сирийского конфликта, предложив взять под контроль химические арсеналы Асада", — пишет газета. Заметим, что не в результате того, что поймала госсекретаря Керри на неосторожном слове, а через инициативу на саммите G-20, которая была высказана на личной встрече между Обамой и Путиным. Впрочем, это нисколько не умаляет дипломатического искусства российской стороны. "Обама должен обеими руками с благодарностью ухватиться за предложение России",- написал в Twitter глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков. "Это дает ему шанс не начинать новую войну и не стать вторым Бушем".

"Путин, вероятно, провел вчера (после принятия инициативы сирийцами и американцами) свой лучший день в качестве президента. Вероятно он сейчас очень доволен собой "- прокомментировал инициативу Путина Ян Бреммер, президент Eurasia Group, цитирует The New York Times. Действительно, "если бы случилась военная операция и свергли Асада, все равно бы в Сирии ничего хорошего не было бы, однако все сочли бы, что Россия проиграла. Теперь же этот вариант исключен", — сказал "Правде.Ру" Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".

Добавим, что Путин не только решил "свои" вопросы за счет США, но и нанес серьезный удар по репутации Обамы, утверждая многократно, что военный удар приведет к "распространению конфликта далеко за пределами Сирии" и нарушит нормы международного права, подрывая послевоенную стабильность. "Вызывает тревогу то, что военное вмешательство во внутренние конфликты в зарубежных странах стало обычным явлением для Соединенных Штатов",- написал российский президент в своей статье, опубликованной в той же The New York Times. "Разве это долгосрочные интересы Америки? Сомневаюсь. Миллионы людей по всему миру все чаще видят в Америке не модель демократии, а страну, полагающуюся только на грубую силу, сколачивающую коалиции под девизом "кто не с нами, тот против нас", — написал Путин.

Но если на Западе на выдвижение Путина на передовые международные позиции смотрят как на нечто среднее между чудом и недоразумением (после антирайтовской и антигейской кампании), то в России это принимают с удовлетворением. После позорного отступления в вопросе по Ливии, наконец-то, руководство заняло твердую пророссийскую, как это ни странно звучит, позицию.

"Путин затмил Обаму? В какой- то мере да, потому что просто Обама последние недели выглядел крайне неубедительно", — прокомментировал "Правде.Ру"  мнение рупора демократов газеты The New York Times,   Федор Лукьянов . "Теперь они (американцы) постараются притушить блеск Путина, потому что они — собеседники и партнеры по реализации этой инициативы, а ее невозможно реализовать без очень серьезной международной кооперации". По мнению Лукьянова, " успех Путина состоит в том, что Россия на протяжении всего периода свою позицию не меняла. Она была мало популярной в мире, но к удивлению многих, Россия ни на йоту, ни на шаг не отступала от нее. И сейчас появилась возможность эту позицию капитализировать в результат".

Лукьянов посетовал, что это пока единичный пример в российской внешней политике, которая, скорее, "реактивна" и "достаточно пассивна", так как строится на "идее удержания статус-кво, где это возможно". Вполне вероятно, это так, но инициатива по урегулированию сирийской проблемы - это возращение к активной международной политике, какой она была в советские времена.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *