США привлекут мир к «ядерной ответственности»

Пхеньян готов продолжить атомные игры. Опасаясь, что КНДР снабдит своими технологиями террористов, США разрабатывают новую концепцию ядерного сдерживания. Поставщиков запрещенных технологий будут определять по ядерным «отпечаткам пальцев».

Страшное известие пришло спустя ровно месяц после атаки террористов на Всемирный торговый центр. 11 октября 2001 года директор ЦРУ Тенет сообщил президенту Бушу, что в руки «Аль-Каиды» попала 10-килотонная атомная бомба, похищенная из российского арсенала. По данным разведки, террористы уже доставили смертоносный груз в Нью-Йорк.

Информация пришла от агента под псевдонимом «Огонь дракона», который пользовался доверием руководства. Буш отослал вице-президента Чейни в секретный, строго охраняемый бункер. В Нью-Йорк прибыла созданная специально для таких случаев команда экспертов «Nuclear Emergency Support Team (Nest)».

Тревога оказалась ложной. Через несколько дней команда покидает Манхэттен, Чейни возвращается в Белый Дом.

Спустя какое-то время – новый переполох. На этот раз бомба, якобы, находится в поезде на пути в Пенсильванию. И снова новость не подтверждается. Кто-то просто неправильно понял случайно подслушанный разговор в туалете.

Однако американские власти все равно готовятся к нападению террористов с атомной бомбой. «Нет сомнений, что нам придется столкнуться с ядерным терроризмом. Вопрос только в том, когда это произойдет», - говорит отставной генерал Юджин Хабгир, бывший руководитель одной из антитеррористических программ. Его слова цитирует Spiegel Online .

Джордж Буш издал директиву, которая предусматривает установку детекторов для обнаружения радиоактивных материалов в портах, а также на границе с Мексикой и Канадой. Эксперты из команды «Test» производят замеры в окрестностях мечетей и мусульманских центров.

Спустя несколько часов после того, как Северная Корея сообщила о проведении ядерных испытаний, президент Буш заявил, что Пхеньян отныне будет нести «полную ответственность» за распространение запрещенных технологий и, тем более, готового оружия. В последующие дни смысл этого предупреждения прояснили вашингтонские чиновники: если в США сработает ядерный заряд, то удар возмездия грозит не только непосредственным организаторам теракта, но и всем их пособникам и поставщикам.

В 2002 году в своей печально знаменитой речи по поводу «оси зла» Буш пообещал не допустить того, чтобы опаснейшие режимы на планете получили в свое распоряжение опаснейшее оружие. Однако после провала в Ираке эта концепция, похоже, тихо умерла своей смертью. Белый Дом устал от вооруженных конфронтаций. Вместо того, чтобы играть мускулами, администрация США делает ставку на новую стратегию ядерного сдерживания.

Вашингтон сегодня пугают не столько государства с опасным оружием, сколько отдельные террористы. Того, кто добровольно идет на смерть, сдержать невозможно.

Пока нет доказательств того, что в руки Усамы бен Ладена попала ядерная бомба (хотя он, якобы, уже одобрил применение подобного оружия против неверных в специальном послании). Однако с появлением новых ядерных держав риск возрастает.

Заместитель госсекретаря Грэм Эллисон назвал новую концепцию «ядерной ответственностью».  Идею о том, что пособников надо наказывать так же строго, как и террористов, высказывал еще переговорщик Билла Клинтона по КНДР Роберт Галлучи. В противном случае, по его мнению, Америка будет «чрезвычайно мощной, но трагически уязвимой».

Несмотря на многолетние расследования спецслужб и МАГАТЭ, до сих по не известно, кто, кроме Ирана, Северной Кореи и Ливии входил в число клиентов пакистанца Абдула Кадира Хана который кроме технологий обогащения продавал за границу документы для сборки ядерного заряда. Под подозрение попали, в частности, Египет, Саудовская Аравия и Сирия. Хан сидит за решеткой, но есть подозрение, что этим прибыльным бизнесом занялась КНДР.

Один из северокорейских дипломатов на шестисторонних переговорах в 2003 году, якобы, прямо пригрозил американцам продажей ядерных технологий или даже готовой бомбы.

Эксперты из США уже готовятся в случае взрыва анализировать следы расщепляемого материала, использованного террористами. Полученный таким образом ядерный «отпечаток пальца» должен показать, из какой страны прибыл этот материал, чтобы определить цель удара возмездия. Что делать, если технологии были украдены или попали за границу без ведома правительства, в Белом Доме пока не говорят.   

Однако реализация проекта может повлечь за собой, помимо прочего, чисто технические трудности. Отказавшись в 2002 от ядерной программы, Ливия передала Соединенным Штатам шесть цилиндров с гексафторидом урана. Проведенный в США анализ показал, что этот материал был произведен в КНДР. Это выглядело как первое надежное доказательство того, что режим Ким Чен Ира вышел на черный рынок со своим запрещенным товаром. Однако проверка, проведенная МАГАТЭ, не подтвердила этих выводов.

Выходит, установить источник запрещенных технологий со стопроцентной точностью невозможно? Как в таком случае будет определяться цель для удара возмездия?

Последние новости с ядерного фронта тоже не очень утешительны. Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению, действительно ли Пхеньян произвел на прошлой неделе ядерный взрыв, или это было блефом Ким Чен Ира. Между тем, разведка доложила, что Северная Корея готовит новые атомные тесты.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить