Пентагон возглавит знаток России и бывший партнер Саддама

Знаток советской истории, который станет новым главой Пентагона, признался, что Соединенные Штаты не выигрывают войну в Ираке. Его задача – сделать так, чтобы американцы с минимальными потерями покинули регион конфликта. Для этого Роберту Гейтсу предстоит решить проблемы, которые он сам же и создавал. В частности, новый министр обороны в свое время занимался поставками кластерных бомб в Ирак и передавал Багдаду разведданные.   

После отставки прямолинейного как лом Дональда Рамсфелда на его место в качестве нового министра обороны США комиссия Сената по делам обороны и вооружений одобрила кандидатуру директора ЦРУ Роберта Гейтса.

По завершению слушания члены комитета единогласно проголосовали за его назначение. Это расценивается как готовность Белого Дома к более прагматичному курсу в области военной политики после потери большинства в Конгрессе.

Роберт Гейтс родился в 1943 году. Окончил колледж со степенью бакалавра искусств, университет штата Индиана со степенью магистра в области истории восточноевропейских стран, получил звание доктора философии по русской и советской истории в Джорджтаунском университете.

Он служил шести президентам, представлявшим обе партии, и вырос с должности младшего сотрудника ЦРУ до директора этой организации. Роберт Гейтс – советолог, хорошо знавший советское и российское руководство 80-х и 90-х годов. Он был аналитиком по России, более 25 лет проработал в области национальной безопасности и пользуется репутацией эффективного руководителя. Гейтс считается мастером спецопераций.

Фигура с такой биографией, в период, когда США ищет выход из иракского тупика, вполне удовлетворяет и демократов, и республиканцев. С приходом нового министра надо ожидать кардинальных изменений в стратегии США на Ближнем Востоке, цель которых – уйти, чтобы остаться.

Потеряв более 2800 солдат, не достигнув политических целей, подорвав свой авторитет и развеяв миф о собственной непобедимости, Вашингтон будет  уходить от лобовых столкновений, заменяя их многоходовыми операциями, основой которых станут тайные акции с помощью политических диверсий и агентов влияния. Это следует из заявлений, сделанных Робертом Гейтсом на слушаньях, посвященных его утверждению.

По его мнению, США не выигрывают войну в Ираке. Он признал, что «в Ираке после первоначального вторжения было недостаточно войск». И если США не удержит ситуацию в Ираке под контролем, она угрожает вылиться в «региональный» конфликт.

Напрашивается вывод, что положение там действительно критическое. Кандидат, представленный президентом США, в своих речах противоречит ему, более того дезавуирует заявление Буша о победе в Ираке, прозвучавшее 25 октября на пресс-конференции в Белом доме: «Мы побеждаем и мы победим, если не уйдем раньше, чем сделаем дело».

У Роберта Гейтса своя точка зрения. Фактически признав провал операции в Ираке, он считает необходимым постепенный вывод американских войск и вовлечение в политический процесс Сирии и Ирана с тем, чтобы, по возможности, обеспечить безболезненный уход американских военных и не дать конфликту выплеснуться за иракские границы. А также «начать работу по постепенному вовлечению сил сопротивления в легальное политическое поле».

Заявление взвешенное, даже мудрое. Но если посмотреть на биографию будущего министра обороны, нетрудно предположить во что это выльется.

Гейтс хорошо знаком с иракскими, а также иранскими проблемами, потому что непосредственно участвовал в их создании. Он в числе других высших чиновников разведки организовывал поставки оружия в Иран в обход санкций ООН. Отправка никарагуанским боевикам 48 миллионов долларов от продажи оружия Ирану стала достоянием гласности в 1986 году.

В 1984 году в период ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) Гейтс лично руководил операцией по поставкам Ираку кластерных бомб и оборудования для их производства. ЦРУ предоставляло Багдаду развединформацию, которая широко использовалась в операциях против курдов.

Для сохранения влияния США необходима ревизия политики Вашингтона и изменения в приоритетах последних лет. По мнению Гейтса, события на Ближнем Востоке в ближайшие два года «сильно повлияют на глобальную геополитику на многие годы вперед».

Гейтс готов к новой схеме работы. От выступает за прямые переговоры с Тегераном. В 2004 году он вместе с Бжезинским возглавил группу Совета по международным отношениям. Еще тогда он говорил по Ирану: «Не дождаться падения режима аятолл, но развивать «избирательное сотрудничество с Ираком». То есть в переводе с политического на простой язык – искать агентов влияния, сотрудничать с «пятой колонной».

Сегодня он повторяет: «Исламская республика, судя по всему, держится достаточно прочно, страна не стоит на пороге революционного переворота. Неотложность вопросов, связанных с иранской проблемой требует, чтобы США пошли на  переговоры с существующим режимом, а не дожидались его падения».

Как человек разведки он предпочитает действовать точно, тихо и быстро. Но с тем же результатом. Поэтому он выступает против военного удара по Ирану. По словам Гейтса это приведет «к резкому росту поддержки террористов со стороны Тегерана, который может передать в их руки оружие массового поражения. Иран имеет также возможность дестабилизировать через «Хезболлу» ситуацию в Ливане».

Гейтс готов изучить ситуацию в Ираке на месте и, вероятно, возобновить контакты с теми, кто работал на него в 80-90-х годах. А таких в Багдаде, видимо, немало. Можно полагать, что Америка вступает в новый этап борьбы за Большой Ближний Восток, более изощренной, но не менее жестокой.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить