"Неприкасаемый" наркобарон бунтует на Ямайке

В обычно спокойной Ямайке 24 мая власти были вынуждены ввести режим чрезвычайного положения в связи с начавшимися массовыми беспорядками. Осадное положение введено в районах Сейнт-Эндрю и Западный Кингстон.

В Западном Кингстоне, в квартале Тиволи Гарденс, проживает Кристофер Коук, известный также под кличкой "Дудус". В США считают, что 41-летний Коук стоит во главе международной преступной группировки, занимающейся торговлей оружием и наркотиками. С 2009 года Вашингтон добивается экстрадиции Кристофера Коука, которого подозревают в торговле кокаином.

После того, как в прошлый понедельник по просьбе Соединенных Штатов был выдан ордер на экстрадицию этого наркобарона, началось противостояние полиции и сторонников Дудуса. Эти зоны ямайских трущоб издавна служат бастионами наркомафии. Преданные ей банды заблокировали ту часть столицы, где живет Коук, и начали запасаться оружием, чтобы помешать аресту своего босса.

Следует отметить, что наркобарон Кристофер Коук располагает не только поддержкой местного криминалитета, но и серьезным политическим влиянием в стране. Он тесно связан с правящей Лейбористской партией (ЛП). В Западном Кингстоне находится избирательный округ, от которого был избран в парламент нынешний премьер-министр Ямайки лейборист Брюс Гоулдинг.

Поэтому до самого последнего времени Дудус-Коук оставался неприкасаемой фигурой.

Власти Ямайки в течение девяти месяцев отказывались передать Коука и обвиняли американских следователей в том, что те получили доказательства его вины незаконным способом. Тогда американцы обвинили власти Ямайки в коррупции. Этим воспользовалась оппозиция, которая выступила с требованием отставки правительства, покрывающего преступные группировки. Стремясь избежать политического кризиса, власти Ямайки решили пожертвовать "Дудусом-Неприкасаемым".

Неделю назад премьер Брюс Гоулдинг заявил по телевидению, что он все же подпишет декрет, позволяющий суду начать рассмотрение дела об экстрадиции. Полиция Ямайки призвала Кристофера Коука добровольно сдаться властям.

Читайте: Мексиканская наркомафия не умирает и не сдаётся.

Однако не тут-то было. Жители бедняцких кварталов, безраздельно контролируемых наркомафией, стали на минувшей неделе возводить баррикады, готовясь к вооруженным столкновениям с полицией в случае, если она силой попытается захватить наркобарона. 22 мая в Западном Кингстоне преступники в масках обстреляли два полицейских участка и подожгли третий. В перестрелке ранены два человека — полицейский офицер и гражданский.

Фото: AP

Эта ситуация заставляет вспомнить события прошлой осени в Рио-де-Жанейро, когда районы трущоб этого бразильского мегаполиса стали ареной кровопролитных боев между кланами наркоторговцев и полицией. Дошло до того, что преступники подбили полицейский вертолет, еще раз продемонстрировав властям свою мощь и решительность. "Образумить" бандитов удалось лишь после привлечения к операции армейских подразделений. Однако покончить с наркомафией в Бразилии так и не удалось.

В Мексике влияние наркомафии на все стороны жизни достигло такого уровня, что не замечать его стало невозможно. Президенту Кальдерону пришлось провозгласить борьбу за общественную безопасность своим приоритетом. Он, действительно, взялся за дело, но за два года ожесточенной войны с наркомафией так и не сумел добиться решительного перелома. Обстрелы из гранатометов, атаки (с применением новейших образцов автоматического оружия) на армейские колонны и КПП полиции, — все это стало обычным делом для "наркокоммандос".

"В ряде мексиканских штатов фактически действует режим двоевластия, а некоторые территории просто находятся вне зоны контроля официального Мехико", — отмечает эксперт вашингтонского Center for the New American Security Прайс Флойд. Столкновения боевиков наркокартелей с полицией и войсками носят характер настоящих городских боев. Общее число жертв войны с наркокартелями приблизительно оценивается в 11 тыс. человек. "Если Америка не хочет получить у собственной южной границы второй Афганистан, — подчеркнул Прайс Флойд, — надо принимать меры".

Однако, несмотря на то, что для борьбы с наркокартелями в Латинской Америке Соединенные Штаты готовы идти на самые крайние меры, ситуация нисколько не улучшается.

Администрация Обамы, как и аппарат его предшественника в Белом доме Джорджа Буша-младшего, продолжает считать главным орудием борьбы - антинаркотическую службу DEA (Drug Enforcement Administration). Она щедро финансируется (официальный бюджет — 2,5 миллиарда долларов), обладает многочисленным кадровым аппаратом (около 6 — 7 тысяч специальных агентов), современными средствами электронно-технического слежения, сотнями самолетов и скоростных судов, мощными пропагандистскими ресурсами и имеет в своем активе соглашения о сотрудничестве с аналогичными службами других государств (примерно, в 65 странах).

В годы правления администрации Дж. Буша DEA, как и ЦРУ, получила лицензию на "игру без правил". Сомнительная практика агентов DEA, направленная на обеспечение надежных каналов для переброски "подконтрольных" наркогрузов в США — через Центральную Америку, Мексику и Карибские страны — привела к тому, что в регионе возникли крепко сколоченные мафиозные структуры, которые, работая под присмотром агентов DEA, не забывали и о собственных коммерческих интересах.

Фото: AP

Не исключено, что Кристофер Куок (Дудус) какое-то время тоже работал "под крышей" DEA, однако толи вышел из-под повиновения, толи еще почему-то утратил статус "неприкасаемого".

Смогут ли власти Ямайки "сдать" наркобарона американцам? Последние события в Кингстоне, где ситуация начинает выходить из-под контроля, показывают, что наркокартели, пустившие глубокие корни на всем американском континенте, способны опираться на обездоленные слои населения.

И вмешательство американских спецслужб, практикующих двойные стандарты в борьбе с наркомафией, лишь усугубляет и без того непростую социальную обстановку в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *