Пережиток «холодной войны» не хочет умирать

Гаванский саммит Движения неприсоединения сильно раздражает американцев, которые называют его пережитком «холодной войны». Однако этому «реликту» принадлежат 86 процентов мировых запасов нефти, а, значит, с ним нельзя не считаться. Не случайно иранский президент решил заглянуть на Кубу перед выступлением в ООН.

В среду президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отправился в длительную зарубежную поездку, которая завершится его выступлением в Нью-Йорке на сессии Генеральной ассамблеи ООН. На фоне иранского ядерного кризиса особый интерес аналитиков вызывает прибытие Ахмадинежада на Кубу для участия в XIV саммите Движения неприсоединения. Политики, собравшиеся в Гаване, выразят свое мнение не только по ситуации с Тегераном, но и по израильской агрессии в Ливане, демократизации ООН, а также по американской блокаде Кубы.

Движение неприсоединения как союз стран третьего мира возникло в период краха колониальной системы и «холодной войны». Оно создавалось в условиях жесткого столкновения между двумя военно-политическими блоками, каждый из которых стремился втянуть в свою орбиту как можно больше стран, навязав им свою идеологию.

Поиск промежуточного пути развития между капитализмом и социализмом, позволяющего сократить отставание от мировых лидеров, начался в 1955 году по инициативе президента Индонезии Ахмеда Сукарно в Бандунге, где собрались представители 29 азиатских и африканских стран.

В 1961 году в Белграде на первой конференции было организационно оформлено Движение неприсоединения, основной целью которого стало совместное обеспечение собственной независимости, которая для каждого участника в отдельности была бы невозможна. Движение предполагало отказ от участия в блоках ради сохранения мира.

Равноудаленность стран неприсоединения от сверхдержав обеспечивала движению политический вес, с которым приходилось считаться и Западу, и Советскому Союзу. Однако биполярное противостояние двух систем, привычное для его участников, ушло в историю. Движение потеряло ту нишу в международных отношениях, в которой оно находилось почти 30 лет.

В девяностых годах 20 века движение переживало кризис. Была утрачена перспектива развития, и цели перестали соответствовать реалиям.

Распад Советского Союза, Организации Варшавского Договора, глобализация и формирование однополярного мира с гегемонией западной цивилизации поставили перед Движением новые задачи противодействия сверхдержавному давлению.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений, особая значимость стран экспортеров сырья и энергоресурсов, возникновение региональных центров силы на современном этапе вновь выводят Движение неприсоединения на ведущие позиции мировой политики.

Нынешний саммит знаменует серьезный поворот в стратегии Движения. В повестку дня была включена предложенная Кубой декларация, которая, в частности, содержит требование к США прекратить превентивные нападения на суверенные государства с целью свержения режимов. В документе речь идет также о борьбе с терроризмом и о развитии ядерной энергетики в странах неприсоединения.

Документы, представленные в Гаване, устанавливают новые принципы, цели и методы работы Движения.

Гаванский саммит, естественно, вызывает раздражение в США. По мнению ведущих американских политиков, Движение представляет собой пережиток «холодной войны».

Однако этому «пережитку», объединяющему 118 стран, суммарно принадлежат 53%  морских площадей, 44% лесов мира и 86% мировых запасов нефти. Кроме того, на долю этих стран приходится 51% населения планеты.

Владимир Анохин, политолог, вице-президент Академии геополитических проблем

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить