Интервью Ростислава Ищенко о борьбе между Порошенко и Коломойским

Олигархи Украины: кто кому свернет шею

Конфликт между олигархом Игорем Коломойским и Петром Порошенко грозит перейти в открытое военное противостояние. Каковы шансы на победу у каждого из соперников? Почему молчит второе главное лицо Украины — премьер Арсений Яценюк? Об этом в эфире Pravda. Ru рассказал президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

— Ростислав, почему конфликт между Порошенко и Коломойским обострился и стал публичным?

— Все-таки стал публичным — это более правильное определение, чем обострился. Потому что острым он был уже давно, просто не выносился на поверхность. Обе стороны апеллируют к общественному мнению и пытаются склонить его на свою сторону, тем более что спор в публичной плоскости идет о том, кто — патриот, а кто — предатель.

Соответственно, заявления делают достаточно эмоциональные. Но конфликт, как стал публичным, так по большому счету, и перестал быть публичным. Потому что Коломойский, как ушел с поста губернатора, никаких серьезных заявлений не делал. Так что публичность, по крайней мере, временно микшировалась.

С моей точки зрения, конфликт был неизбежен. В принципе он начался в тот момент, когда Порошенко стал президентом, а Коломойский — губернатором. И если бы там были не они, а какие-то другие личности, этот конфликт все равно бы присутствовал.

В свое время разгорался аналогичный конфликт между Порошенко и Яценюком. Тоже звучали достаточно резкие заявления в публичной сфере. Неизбежность этого конфликта определялась самой природой нынешней украинской власти, которая базируются на двух китах — на грабеже и терроре.

Каждая из финансово-политических группировок, присутствующих во власти, предъявляет свои претензии на контроль над всем оставшимся украинским ресурсом, потому что его осталось не так много. Остались считанные привлекательные активы, которые будут иметь какую-то стоимость всегда, когда все остальные украинские активы будут стоить ноль или отрицательную величину. Также предъявляются претензии на контроль над иссякающими, но все пока еще существующими бюджетными потоками иностранной помощи.

И то и другое можно контролировать, только контролируя политическую власть. Поскольку по своим политическим возможностям Коломойский был, как минимум, эквивалентен президенту, по сути дела, в стране было два президента. Один из которых условно контролировал Киев, а второй безусловно контролировал юго-восток. Cтолкновение между ними было неизбежно.

— У Коломойского отобрали самые лакомые куски.

— Да. — "Укртранснафта". Но он пока еще может влиять на принятие решений. Его менеджмент в "Укрнафте" остался. Просто принят закон, который открывает путь к смене этого менеджмента. Но он пока не заменен. В "Укртранснафта" менеджмент удалось заменить, но непонятно, насколько новый руководитель в состоянии управлять на сегодня этой компанией. Потому что потом был захват здания Коломойским, какие-то переговоры и непонятно о чем договоренности.

Время покажет, этот актив окончательно изъят у Коломойского или он сохранил свое влияние в этой компании тоже.

Пост губернатора ему не особенно был важен. Коломойский контролировал Днепропетровск не потому, что был назначен губернатором, а потому, что контролировал Днепропетровск. И этот контроль никуда не делся. Позиции группы "Приват" в Днепропетровске достаточно прочные. По крайней мере, сегодня любому новому губернатору придется договариваться с Коломойским.

Конечно, прочность его позиции в целом в стране пострадала. Сам факт его согласия на уход с губернаторского поста, молчание, отсутствие активной позиции в прессе, некоторая растерянность, продемонстрированная его командой, ослабили Коломойского.

Складываться впечатление, что Коломойский этот раунд проиграл, то есть ослабел. А если ослабел, то друзья начинают от тебя отворачиваться, союзники уходить, бывшие партнеры перебегать, а враги — активнее душить.

Но до тех пор пока Коломойский жив и не в тюрьме, он сохраняет возможность сделать ход и одним махом отыграть все, что было потеряно. Он может свернуть шею Порошенко точно так же, как и Порошенко может свернуть шею Коломойскому. То есть сказать, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл, мы сможем только после того, как один из этих людей исчезнет из жизни или свободы, по крайней мере, отправится в эмиграцию. Хотя Коломойский и в эмиграции будет опасен Порошенко.

Пока это все — тактические проигрыши, тактические выигрыши, временные изменения раскладов, но не окончательное решение проблемы.

А самое главное — на место проигравшего тут же придет следующий, который все равно будет сражаться за единоличную власть в стране с победителем. И так будет продолжаться до тех пор, пока существует этот киевский режим. То есть следующий, следующий, следующий… будут приходить. И все равно борьба будет продолжаться.

Это неизбежная схема организации банды. Атаман не может чувствовать себя спокойным. Его все время подсиживают, пытаются убить. Каждый пытается сам стать атаманом.

— Насколько Коломойский контролирует Днепропетровскую область?

Коломойский имеет влияние в Днепропетровской области. Очевидно, что у него есть определенная поддержка людей, которые чувствуют себя защищенными. Там не происходят перестрелки, никто не воюет, все у них более-менее стабильно и так далее.

Но в Днепропетровске существует пусть задавленное, но очень серьезное сопротивление. Людей, которые выступали против государственного переворота, в Днепропетровске было очень много, они никуда не делись, они просто не выступают сейчас. Потому что их тут же либо убьют, либо в тюрьму посадят. Но понятно, что это не только оппоненты Порошенко, но и оппоненты Коломойского.

— Депутат Лещенко сказал, что эти события были инспирированы звонком из Вашингтона. Насколько этой информации можно верить?

— Я думаю, что в данном случае он не врал. Действительно, американцы вполне могли продавливать такое решение. Но это не значит, что они инспирировали конфликт. Но конфликт ведь и так шел. Периодически звучали угрозы в адрес Порошенко от батальонов Коломойского, заместителей Коломойского, средств массовой информации Коломойского, ответные угрозы тоже звучали.

Американцы просто в данной ситуации, в этом конфликте обозначили сторону, которую они поддерживают. Они решили, что убирать Порошенко пока рано, что им хотя бы условно легитимный президент на Украине лучше, чем вообще непонятно что.

Коломойский и его юристы внимательно следили за очисткой активов, за их юридическим обеспечением. Поэтому предъявить ему какие-то претензии будет достаточно сложно, хотя Соединенные Штаты, если захотят, то повод найдут.

Но и Коломойский может создать для Киева и Соединенных Штатов неприемлемую ситуацию. Ему достаточно просто бросить поддержку режима на подконтрольных территориях. Там местное сопротивление создаст властям столько проблем, что в Киеве забудут о Коломойском, а в Соединенных Штатах подумают, что лучше все-таки с Коломойским договориться.

— Коломойский уже обменялся реверансами с Захарченко.

— Ну, Захарченко просто пошутил. Конечно, Донецку и Луганску будет хорошо, если Коломойский выступит против Киева. Но пространство для договоренностей у них отсутствует. Коломойский практически играет с тем же партнером, что и Порошенко — с Соединенными Штатами, он опирается на тех же самых нацистов на Украине, даже в большей степени, чем Порошенко.

Чтобы выиграть этот раунд борьбы, Коломойскому надо либо ликвидировать Порошенко просто физически, либо развить его временный ситуативный союз с Соединенными Штатами. То есть сделать из Порошенко неприемлемую для США фигуру.

Это можно сделать только одним достаточно эффективным способом, к которому приватовские структуры Коломойского очень привычны и часто пользовались, правда, в меньших размерах. Никогда их ни кровь, ни что-либо другое не останавливало. Коломойскому нужна масштабная кровавая провокация, как падение малайзийского "Боинга", вина в которой будет возложена на Порошенко, а Коломойский при этом останется в стороне.

Тогда Порошенко просто станет обременительным для Соединенных Штатов, и они будут вынуждены его списать, сбросить со счетов. А уж Коломойский найдет способ его добить.

— А нет ли у Коломойского покровителей в Соединенных Штатах? Например, в лагере противников Обамы?

— Говорят, что у Порошенко покровители в одном лагере, у Коломойского — в другом. Но какие бы лагеря ни были в Соединенных Штатах, Коломойский и Порошенко для них всех — не более чем мелкие туземные вожди из черной Африки 16 века. И то, наверное, португальцы с большим уважением относились к туземным вождям.

Напомню, что во время ведения американцами боевых действий во Вьетнаме с 1955 по 1975 годы там сменилось множество премьеров, президентов, диктаторов. Все они были проамериканские марионетки, но они успешно друг друга убивали, сажали в тюрьмы, свергали и так далее. Американцам от этого было ни холодно ни жарко.

Потому что они прекрасно знали, что они этого контролируют, этого контролируют и этого контролируют. А кто там у кого дубинку украл, кто кого убил, им было все равно. Также и во всех других странах.

Людей, тем более таких, американским властям не жалко. Сейчас они еще несколько привязаны к Порошенко по простой причине, что нельзя каждый год свергать президента и назначать следующего. Даже квазилегитимность Порошенко уже не может быть повторена в следующем президенте в случае свержения Порошенко. Понятно, что Украина просто начинает на глазах рассыпаться.

Она и сейчас представляет из себя весьма условное единство. А там она просто реально рассыплется на много маленьких удельных княжеств. На данный момент Соединенные Штаты считают, что им еще выгодно удержать Украину целостной. Но я не исключаю, что на каком-то другом этапе они достаточно быстро могут поддержать и Коломойского, если он к тому времени еще будет жив.

А нет, так какого-нибудь другого оппонента Порошенко, который придет этого Порошенко свергать. Эта грызня кланов не закончится в тот момент, когда Порошенко и Коломойский выяснят: кто герой, а кто в могиле.

В процессе этого взаимопоедания, центральная киевская власть будет слабеть. Будут увеличиваться возможности ДНР и ЛНР к постепенному продвижению на запад, так же будут увеличиваться возможности у местного сопротивления в других регионах юго-востока, вероятно, образуются новые народные республики. Меняется отношение к этим процессам и в Европе. Тем более что там и своих проблем уже полно и становится все больше.

Читайте также:

Россия, наблюдая за Коломойским, тоже не спит

Коломойский получил отмашку действовать

У США везде получается Афганистан

"Порошенко попросит Россию ввести войска"

Национальная идея Украины — закон джунглей

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить